в

Парламентарии считают, что госорганы не ведут реального учета гидротехнических сооружений

ФОТО: Инфоцентр ВКО

По информации ряда мажилисменов, на территории республики насчитывается 1502 подпорных гидротехнических сооружений (водохранилище — 405, дамба — 247, плотина — 461, гидроузел — 118, пруды — 271), из них в республиканской собственности — 331, в коммунальной – 934, в частной – 230, бесхозных – 7. Из 1502 ГТС у 967 имеются паспорта, 535 не имеют паспортов. 537 ГТС требуют ремонта, где основная масса находится в коммунальной собственности. В соответствии с данными Комитета по водным ресурсам в стране насчитывается всего 6960 гидротехнических сооружений, из них: в республиканской собственности 5751, в коммунальной —  980, в частной — 229, бесхозных — 10. В неудовлетворительном состоянии или требуют ремонта: 9 водохранилищ, 1 пруд, 10 плотин, 1 дамба, 10 гидроузлов, 2156 каналов.

«Получается, что государственные органы не владеют информацией о реальном положении дел, не ведут реального учета гидротехнических сооружений и не предпринимают соответствующих мер по наведению порядка в этом вопросе, что справедливо вызывает возмущение населения. Каждую весну более 200 населенных пунктов с населением около 300 тыс человек подвергаются ЧС в виде паводков, и состояние вышеперечисленных ГТС оказывает прямое влияние на их прохождение. Разрушение этих сооружений может привести к еще более катастрофическим последствиям. Например, еще в 2021 году в соответствии с заявлениями экоактивистов и запросами депутатов, Генеральной прокуратурой в адрес министерства экологии, геологии и природных ресурсов было направлено предписание о необходимости проведения проверки состояния гидротехнических сооружений в Актюбинской области. В результате исполнения предписания было выявлено 57 различных объектов, среди них 36 бесхозяйных плотин, дамб и водохранилищ, а также заброшенные родники. По результатам проверки, в целях устранения негативного воздействия на бассейн реки Оил, акимату Актюбинской области было рекомендовано ликвидировать 5 бесхозных дамб и 3 моста, перевести 21 дамбу в транзитный режим, провести ремонтные и очистные работы (от заболачивания и обледенения) по оставшимся 28 объектам и сооружениям. Только после вмешательства Генеральной прокуратуры были приняты меры по сносу 6 бесхозных плотин, передаче в коммунальную собственность 12 плотин для нужд сельского хозяйства, по остальным 20 плотинам были приняты меры в соответствии с проектом, разработанным ТОО «Казгидроу».

«Усугубляет ситуацию невыполнение Соглашения между правительством Республики Казахстан и правительством Российской Федерации «О совместном использовании и охране трансграничных водных объектов», без взаимного согласования строятся плотины и дамбы в бассейне реки Жайык. Что негативно влияет нас ток воды со стороны Российской Федерации в весенний период количество воды увеличивается, в летний период ощущается нехватка воды. На сегодняшний день в республике сложилась напряженная обстановка с состоянием ГТС и уже имеет место прорывов 7 дамб и плотин, вследствии которых нанесен ущерб населению и экономике страны. Как отмечено выше 537 ГТС требуют ремонта. Для оценки, состояния которых необходимо провести так называемое многофакторное обследование. В рабочей программе которого предусмотрены определенные виды действий: визуальное обследование, инструментальное обследование, инженерно-геодезическое обследование, подводное обследование. Завершающим актом является получение декларации о безопасности ГТС», — утверждают народные избранники.

В своём запросе на имя главы кабинета министров страны они пишут, что необходимо также учесть тот фактор, что у 535 ГТС отсутствует проектная документация, нет расчетного обоснования, журналов наблюдений за состоянием ГТС, а следовательно, и контрольных параметров состояния. Взаимодействие с территориальными органами Управлением природных ресурсов и Бассейновой инспекцией носит согласовательный характер. В связи с этим возникают сомнения о корректности этих актов состояния ГТС. Не совсем понятна депутатам позиция министерства водных ресурсов и ирригации, которое должно было разработать новый подход к сложившейся ситуации и переработать правила многофакторного обследования ГТС до начала паводков. Разработать методику и нормативно–техническую документацию многофакторного обследования. Сформировать реестр ГТС и представление их состояния Министерству ЧС для отработки локальной системы оповещения населения и действий МИО.

«Считаем, что основными проблемами в стратегии системы водного хозяйства являются: нормативно правовая база не в полной мере отвечает современным требованиям безопасности ГТС; не налажена единая информационная система; недостаток координации действий государственных структур; отсутствие специального государственного надзорного органа за соблюдением собственниками обязательных требований по обеспечению безопасности ГТС. При этом, необходимо учесть, что в состав нового министерства входит всего один Комитет водного хозяйства, ранее входившего в состав министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан и 2 подведомственных РГП», — резюмируют парламентарии.

Депутаты требуют привлечь к ответственности паблики с широкой аудиторией за распространение фейков

В стране снизились заболевания краснухой и паротитом, но рак шейки матки остается серьезной проблемой