в

Сенаторы предлагают повысить налог на сахаросодержащие напитки и снизить — на старые автомобили

Свои предложения к новому Кодексу страны «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», который должен заработать уже с 1 января 2025 года они сформулировали в запросе в правительство республики. У представителей сената восемь конкретных предложений.

«Потребление сахаросодержащих напитков повышает риск развития ожирения, диабета 2-го типа и метаболического синдрома, также является фактором риска сердечнососудистых заболеваний, включая ишемическую болезнь сердца, инсульт, а также ряда онкологических заболеваний. Употребление одной порции ССН в день связано с увеличением частоты заболеваемости диабетом 2-го типа на 18%. У человека, который в день потребляет на одну порцию ССН больше по сравнению с другим человеком, вероятность развития ишемической болезни сердца составляет на 16% выше, а гипертонии — на 8%. Дети дошкольного и школьного возраста регулярно потребляют ССН, 50% из них потребляют еженедельно. По данным эпиднадзора, среди детей в возрасте 6-9 лет, ежедневно употребляющих ССН, порядка 16,7% страдают ожирением.

В этой связи, считаем целесообразным внедрение акцизов на ССН в размере 100 тенге за литр ввиду высокой доходности, что в свою очередь снизит потребление вредной продукции и повысит доходность бюджета», — пишут парламентарии.

Также депутаты предлагают установить для социальной сферы (оказание услуг в форме медицинской помощи субъектом здравоохранения, оказание услуг по образованию, деятельность в сферах науки и библиотечное обслуживание), ставку КПН не более 10%, при этом, предоставить право выплаты дивидендов своим учредителям. Ещё одно предложение — рассмотреть вопрос по реформированию администрирования НДС, так как действующий порядок администрирование налога на основе ЭСФ приводит к налоговым разрывам. Основные причины, это выписка фиктивных ЭСФ, уклонение от уплаты налога, неуплата НДС, сокрытие дохода и т.д. В связи с чем, необходимо внедрить систему НДС-платежей «Е-Тамга», который обеспечит своевременные уплаты, сокращение контрольных мероприятий и автовозврат НДС.

«Легкая промышленность в Казахстане должна стать инструментом импортозамещения и экспорта отечественного товара. На сегодня данная отрасль находится в неравных рыночных условиях с аналогичными предприятиями соседних стран. Еще несколько лет, и предприятиям отрасли будет выгоднее заказывать производство изделий в соседних странах, чем производить в Казахстане. Отечественные производители товаров легкой промышленности в большей степени нацелены на стабильные гарантированные заказы со стороны различных ведомств и организаций. Эти предприятия, в основном, занимаются выпуском одежды и обуви специального назначения, а также выпуском корпоративной одежды и обуви, которые используются покупателями для собственных нужд. Таким образом, просим рассмотреть меры поддержки в части налоговых льгот КПН и НДС для производителей легкой промышленности», — предлагают депутаты.

Сенаторы считают, что бизнес затрагивает вопрос по пилотным проектам, так как пилотные проекты запускаются в виде приказов, в которых устанавливается иной порядок налогового администрирования и иное исполнение налогового обязательства, касательно ЭСФ, СНТ, ВД и т.д. (Электронный счет-фактура, сопроводительная накладная на товары, всеобщая декларация). Это приводит к тому, что большинство предпринимателей сталкивается со сложностями.  По их мнению необходимо рассмотреть в новом кодексе отдельный раздел или главу для пилотного проекта, чтобы весь механизм проведения и требования к налогоплательщикам с целью оценки эффективности и целесообразности был изложен на законодательном уровне. Также необходимо рассмотреть вопрос в части участия в проекте на добровольной основе и без штрафных санкций.

Ещё одно предложение – пересмотр концепции уведомления об устранении нарушений на концепцию о предполагаемых превентивных расхождениях по результатам камерального контроля.

«В настоящее время в стране имеется множество старых автомашин, возраст которых превышают 10 — 20 лет, по которым налог оплачивается на одном уровне с новыми автомобилями. Насколько это правильно, учитывая, что с годами изнашиваемая техника чаще ломаясь, требует все больше финансовых затрат на поддержание в надлежащем состоянии эксплуатационных свойств транспорта. Также если рассматривать цены на один и тот же автомобиль в динамике лет, то заметно, что по прошествии 10 лет стоимость автомобиля снижается в несколько раз от первоначальной цены. Конечно, вкупе с этим вопросом должен рассматриваться и экологический аспект. В связи с чем просим с учетом всех аспектов рассмотреть вопрос снижения ставки транспортного налога, в зависимости от возраста автомобиля, чем старше, тем ниже ставка налога. Например: при возрасте автомобиля 10 лет применять коэффициент 0,7, с 15 до 20 лет — коэффициент 0,5; свыше 20 лет  — коэффициент 0,1 к ставке налога на транспортные средства», — считают парламентарии.

Кроме того, предлагается рассмотреть вопрос об отмене удержания ИПН при выплате всех пенсионных накоплений, за исключением:

— пенсионных выплат при выезде на ПМЖ за пределы РК;

— при выплате пенсионных накоплений наследникам, для которых предлагается сохранить действующий порядок удержания ИПН.

В Казахстане внедряют антикоррупционный стандарт в работе субъектов квазигосударственного и частного секторов

Общественным советам указали, как проводить консультации для граждан