Министерство науки и высшего образования РК опубликовало проект о соответствующих дополнениях. В частности, в документе, размещённом на портале НПА указано, что будут выделены целевые гранты по техническим направлениям подготовки для поступающих из густонаселенных регионов и регионов с большим разрывом в качестве образования в ведущие ОВПО страны. Квотирование образовательного заказа на подготовку кадров, в том числе региональных вузов по техническим направлениям подготовки, осуществляется на основе определения прогнозной потребности регионов и отраслей. Высшее образование может предоставляться в очной и онлайн-формах. При этом вузы активно применяют дистанционные образовательные технологии, расширяя границы получения образования.
«Использование искусственного интеллекта может оказать огромное как положительное, так и отрицательное влияние на ландшафт образовательных услуг и в целом на образовательный процесс. Поэтому будет рассмотрен вопрос разработки стандарта использования систем искусственного интеллекта (AI) в образовании», — указано в проекте.
Также будет повышена планка ответственности ОВПО за подготовку специалистов, в том числе за успешное прохождение выпускниками профессиональной квалификации. Кроме того, результаты сертификации выпускников будут учитываться при распределении государственных заказов и в системе управления рисками.
«Законом РК «Об образовании» предусмотрено прохождение профессиональной практики обязательно со 2-го года обучения. Усиление практикоориентированности программ бакалавриата будет обеспечиваться привлечением действующих практиков в преподавание профессиональных модулей. Вузам будет предоставляться право на реализацию образовательных программ технических направлений с включением производственной стажировки студентов до 30 недель на базе партнеров-предприятий. Продолжится вовлечение представителей бизнеса и работодателей в разработку образовательных программ, а также интеграция образовательного процесса с научной деятельностью. Будет усилена ответственность индустрии и бизнеса за участие в подготовке кадров. Вузы будут готовить кадры, способные создавать новые рабочие места с учетом внедрения искусственного интеллекта в производство и науку», — пишут разработчики документа.
Кроме того, среди новаций — будет сформирован Национальный портфель образовательных программ через призму действующего Реестра образовательных программ. Образовательная программа бакалавриата становится гибкой к региональным и отраслевым потребностям, запросам рынка труда и глобальным изменениям. В будущем предусматривается новый формат приложения к дипломам в виде цифровых профилей выпускников, которые предоставят работодателям больше информации о приобретенных навыках и компетенциях с указанием уровня и глубины их сформированности. Он будет доступен работодателям через Единый портал высшего образования. Это будет содействовать повышению ответственности студентов за свои результаты обучения и будущее трудоустройство. С учётом опыта филиалов зарубежных вузов при разработке образовательных программ внедряется подход «образование, ориентированное на исследование» (ROS). Профессорско-преподавательский состав, вовлеченный в научную исследовательскую работу, ориентирует студентов на экспериментально-аналитическую среду с учетом последних достижений науки и технологии.
«Уже сейчас исключена регламентация сроков обучения в бакалавриате, требуется освоение необходимого объема академических кредитов. При этом поскольку система финансирования вузов по образовательному гранту привязана к сроку обучения, будет проработан вопрос оплаты учебы студентов по их индивидуальному учебному плану. Вузами начата реализация накопительной системы обучения, что позволяет студентам и работающим людям в короткие сроки приобретать необходимые профессиональные навыки, строить индивидуальную траекторию обучения и устранять пробелы в знаниях, удовлетворять потребности граждан в дополнительном образовании.Для привлечения талантливой молодежи к преподавательской деятельности в вузе и научной карьере будет пересмотрена система подготовки научных кадров в докторантуре и постдокторантуре», — написано в проекте.
Формирование контингента докторантов будет осуществляться на основе оценки исследовательских навыков претендентов и с учетом научных школ вуза. Прорабатываются механизмы поддержки научных школ для обеспечения преемственности направлений исследований. Для молодых ученых будет продолжена реализация программ по обучению и исследованиям в ведущих зарубежных вузах и научных центрах. Финансирование научных изысканий прерываться не будет. Будет изучен вопрос внедрения дополнительного вида финансирования как «прямая оплата труда ученых, работающих в вузе», финансируемого напрямую из государственного бюджета, с целью создания пула сильных преподавателей, способных продвигать направления как подготовки кадров, так и научных исследований, а также более эффективной концентрации человеческого потенциала. Акиматам будет рекомендована разработка специального социального пакета для молодых ученых, работающих в регионах, где расположены предприятия, и есть большой потенциал для развития прикладной науки. Особое внимание будет уделено подготовке педагогов в вузах. Педагогическое образование будет развиваться в рамках 4 направлений:
1) прогнозирование потребностей в педагогических кадрах. Создание системы прогнозирования потребностей на уровне регионов, опережающее преодоление дефицита в подготовке педагогических кадров, профориентация будущих учителей;
2) создание единого образовательного пространства. Реализация интеграционных процессов внутри педагогической системы через взаимодействие профессорско-преподавательского состава (ППС), совершенствование структуры образовательных программ через внедрение программ major/minor и double major, а также программ обучения для малокомплектных школ;
3) профилизация и развитие исследовательской деятельности, в том числе фундаментальных и прикладных научных исследований;
4) повышение профессионального благополучия ППС. Введение квоты на стажировки ППС педвузов в рамках программы «Болашақ», целевая подготовка в магистратуре профессорско-педагогического состава.