Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан сообщает о том, что опубликованный НПП «Атамекен» пресс-релиз о некачественной разработке проекта Строительного кодекса РК не соответствует действительности, сообщает пресс-служба министерства.
Сообщается, что министерство при разработке проекта Строительного кодекса ставило в приоритет формирование комфортной и безопасной среды и жизнедеятельности человека, устойчивое развитие населенных пунктов, в том числе обеспечение качества строительства, тогда как основным приоритетом бизнеса является получение прибыли и минимизация государственного регулирования.
Был проведен ряд работ, в том числе анализ законодательства иностранных государств в строительной сфере, чтобы перенять положительный опыт кодификации разрозненных нормативных правовых актов.
Касательно отсутствия принципиально новых, креативных и современных решений
В проекте Строительного кодекса предусмотрены следующие новшества: создание единого цифрового реестра с внедрением сертификации специалистов, проведение ревизии всех выданных разрешений, новая форма контроля за строительством «мера оперативного реагирования», установление ответственности лиц, принимающих решение по застройке на вверенной территории, общественный контроль при планировании и застройке территорий, внедрение информационного моделирования, особенности строительства в сейсмических зонах, внедрение механизма планового инспектирования и участие государства в приемке объектов в эксплуатацию, увеличение гарантийного срока и т.д.
Все указанные новые подходы направлены на формирование полноценной среды обитания и жизнедеятельности человека и устойчивое развитие населенных пунктов.
Следовательно, проект Строительного кодекса отвечает требованиям времени и потребностям отрасли.
Касательно полной ликвидации частной экспертизы
Начиная с 2015 года в конкурентную среду передано 80% объемов экспертных работ, государственной экспертной организацией проводится только 20% экспертизы (в 2015 г. – 20 %, в 2016 г. –38 %, в 2017 г. – 65 %, в 2018г. – 73 %, в 2019 г. – 76 %, в 2020 г.- 2022 гг. – 80 %, 2023г. – 86%). К компетенции государственной экспертной организации относится 14% — это уникальные проекты, и проекты имеющие стратегическую важность и техническую сложность, которые содержат угрозу возникновения техногенных и экологических бедствий с нанесением вреда здоровью и жизни человека.
Экспертиза в непозволительно короткие сроки и некачественный анализ проектной документации ведет к возникновению рисков обрушения зданий и бедствий.
Учитывая вышеизложенное и последние техногенные события в мире, правительством РК принято решение закрепить за государственной монополией экспертной деятельности, проекты строительства связанные с жизнедеятельностью человека и его безопасностью, в целях исключения рисков обрушения зданий.
Государство вправе ограничивать конкуренцию в тех сферах деятельности, в которых реализация товаров на конкурентном рынке может оказать негативное влияние на состояние конституционного строя, национальной безопасности, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья населения, путем закрепления законом исключительного права государства.
С момента передачи экспертизы проектов строительства в конкурентную среду, частными экспертными организациями допускаются существенные нарушения.
Учитывая изложенное, а также в целях обеспечения должного контроля исполнение «47 шага» завершено.
В этой связи, по мере принятия Строительного кодекса, объемы экспертизы проектов строительства будут пересмотрены и утверждены соответствующим нормативным правовым подзаконным актом.
Касательно не привлечения отраслевых ассоциаций, экспертов, научного сообщества и бизнеса
В рамках разработки законопроекта проведены более 40 встреч с крупными представителями бизнес-ассоциаций, высших и средних учебных заведений, в том числе на площадке НПП РК «Атамекен». Кроме того, в мае-июне 2023 года организованы выездные встречи во всех регионах республики, на которых были обсуждены проблемные вопросы и предложения, которые были учтены при разработке Строительного кодекса. В феврале и октябре текущего года в городах Астана и Алматы проведены международные конференции и Казахстанский форум строительной отрасли, посвященный основным положениям Строительного кодекса.
В конце апреля 2023 года первый проект Строительного кодекса был размещен на официальном интернет-ресурсе Министерства. В конце августа был подготовлен доработанный проект Строительного кодекса с учетом предложений и замечаний от заинтересованных сторон и опубликован на портале «Открытые НПА» для обсуждения.
В ходе процедуры согласования были учтены все обоснованные предложения и замечания заинтересованных государственных органов.
НПП «Атамекен» предоставила предложения и замечания к проекту Строительного кодекса в виде сравнительной таблицы, которая состоит из 108 позиций и приложила к своему отчету от 20 сентября 2023 года, из них: приняты – 34; частично приняты – 20; не приняты – 54.
Необходимо отметить, что некоторые позиции не включают в себя каких-либо концептуально новых изменений и дополнений, предлагая лишь корректировки редакционного характера.
Проект Строительного кодекса прошел экономическую, антикоррупционную, правовую экспертизы, в том числе и экспертизу Палаты. С момента получения заключения экспертизы Палаты проект Кодекса был изменен только с учетом замечаний, представленных государственными органами.