в

Жертвами бытового насилия в Казахстане становятся до 45 процентов мужчин

Такие цифры приведены в специальном докладе о противодействии семейно-бытовому насилию  уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан. В документе, завизированным Артуром Ластаевым говорится о том, что по поручению главы государства принят целый ряд мер, направленных на усиление ответственности за семейно-бытовое насилие. Например, с 19 мая 2023 года вступили в силу поправки в Уголовный кодекс Республики Казахстан, предусматривающие введение квалифицирующего признака за причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью лицам, находящимся в материальной или иной зависимости от виновного (ст.106 УК, ст. 107 УК). Это позволяет заключать под стражу домашних дебоширов, поскольку санкции были также ужесточены. C 1 июля 2023 года вступили в силу поправки в Кодекс РК об административных правонарушениях (далее – КоАП), предусматривающие переход с заявительного на выявительный порядок возбуждения административного производства за бытовое насилие. Также исключена возможность повторного примирения сторон: теперь это допускается только один раз на стадии судебного разбирательства, что снижает порочную практику психологического давления на пострадавших. С октября 2023 года для оперативного оказания правовой, психологической и консультативной помощи заработал единый государственный контакт-центр «111» по вопросам семьи, женщин и защиты прав детей.

«Об актуальности и распространённости данного негативного явления в семейных отношениях свидетельствуют поступающие в мой адрес и региональных представителей обращения о совершении бытового насилия. По всем обращениям даются разъяснения и направляются рекомендации в компетентные органы. Сотрудниками Центра и представителями Уполномоченного по правам человека в РК в 2023 году опубликованы свыше 20 статей по вопросам противодействия семейно-бытовому насилию, проводятся регулярные выступления с лекциями по правам человека, в том числе по профилактике домашнего насилия. Несмотря на принимаемые законодательные и профилактические меры, насилие в семье в различных его формах продолжает иметь место, но воспринимается уже более чувствительно, как фактор, сопряженный с отрицательными мультипликативными медицинскими, демографическими и другими социально-экономическими последствиями для отдельных граждан и общества в целом. В этом аспекте важно продолжить работу по исключению всех форм дискриминации, в том числе по признаку пола, на свободу труда и его оплату без какой-либо дискриминации, на неприкосновенность чести и личного достоинства, защиту материнства и отцовства, воспитание и привитие уважения семейных ценностей, а также установления адекватной ответственности», — указано в докладе.

Также в документе отмечается, что согласно статистическим данным «О зарегистрированных уголовных правонарушениях», а также информации Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, с 2018 по 2023 года в семейно-бытовой сфере совершено 5 958 уголовных правонарушений. Наибольшее число уголовных правонарушений в семейно-бытовой сфере зафиксировано в 2020 году – 1 072. С 2018 до 2020 года наблюдалась незначительная, но устойчивая динамика роста уголовных правонарушений на 16,6%, а с 2020 года по 2023 год их снижение на 13,8% (с 1 072 до 923). В 2023 году количество уголовных правонарушений осталось практически на уровне 2022 года (2022 г. – 942, 2023 г. – 923). В сравнении с 2022 годом 2023 год демонстрируют незначительный рост совершенных проступков с 16 до 18 (12%) и существенный рост преступлений средней тяжести – с 29 до 56 (93%). По оставшимся категориям преступлений серьезных изменений не зафиксировано. Анализ статданных за 2018-2023 г.г. показывает, что большинство дел в семейно-бытовой сфере связано с причинением тяжкого (ст. 106 УК) и средней тяжести вреда здоровью (ст. 107 УК) (соответственно 37,5% и 34% от общей доли преступлений). В 2023 году всего в семейно-бытовой сфере совершено 108 убийств или 11% от общего количества преступлений в этой же сфере. При этом эти же 108 убийств в 2023 году составляют 23% от общего количества убийств в стране, то есть каждое 4-е убийство в Казахстане совершается именно в семейно-бытовой сфере, и примерно каждые 3 дня от домашнего насилия погибает человек. При этом, несмотря на серьезное снижение общего количества убийств за минувшие 6 лет – на 43% или почти в 2 раза (в 2018 – 823, а в 2023 – 472), убийства в семейно-бытовой сфере остаются примерно на одном уровне. На фоне заслуживающих внимания результатов общего снижения статистики убийств, именно это обстоятельство указывает на недостаточную эффективность работы по их предотвращению в семейно-бытовой сфере.  Статьи «истязание» (ст. 110 УК) и «доведение до самоубийства» (ст. 105 УК) в контексте семейно-бытового насилия применяются достаточно редко (с 2018 по 2023 гг. всего 26 дел).

«Истязание представляет собой причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев или иными насильственными действиями, если это деяние не повлекло причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью.  Полагаем, что для эффективного применения данной нормы необходимо законодательно определить понятие «систематическое», к примеру, совершение таких действий более двух раз в определенный промежуток времени. Такие изменения в полной мере бы соответствовали бы международному принципу предсказуемости («principle of predictability») уголовного закона, способствовали справедливости и предупреждению потенциальных жалоб на привлечение лица к ответственности за истязание. Следует отметить, что правоохранительными органами обсуждался вариант криминализации бытового насилия путем привлечения к уголовной ответственности за истязание лица, на которого ранее два и более раза налагалось административное взыскание. В целом, такой вариант, по нашему мнению, мог бы способствовать серьезному повышению эффективности работы в этом направлении, обеспечивая неотвратимость наказания лиц с элементами «рецидива», что, в свою очередь, является одним из видов профилактики. Однако, такая криминализация фактически основана на административной преюдиции, научно-юридическая безупречность которой у некоторых экспертов вызывает сомнение. Между тем, мы не находим в этом большой проблемы, поскольку во многих развитых странах административная (в классическом понимании стран постсоветского пространства) ответственность вовсе отсутствует. В целом же, полагаю, что для общества особой разницы нет, в каком порядке преследовать злостных семейных дебоширов – в уголовном, административном, гражданско-правовом – для людей важно, чтобы государственные меры полностью защищали жертву домашнего насилия, в том числе через адекватное (т.е. отвечающее международным принципам своевременности, разумности и соразмерности) наказание виновных», — написано в докладе.

Также в документе отмечено, что фактически до 90% мер административно-правового воздействия приходится на запрет на употребление алкогольных напитков и наркотических средств (из общего количества принятых мер воздействия по ч.1 73 КоАП составляет 86%, по ч.2 ст.73 КоАП 89%, по ч.3 ст.73 КоАП 92%, по ст.73-1 КоАП 50%, по ст.73-2 КоАП 59%). Сотрудники полиции во всех случаях не могут обеспечить и проконтролировать реальное исполнение данного запрета, а его нарушение может быть выявлено только в случае поступления 20 заявления от пострадавшего лица. Лишь на 30 суток суд может запретить проживать бытовому насильнику совместно в индивидуальном жилом доме, квартире или ином жилище с пострадавшей (не превышает 1% применяемых мер). На практике этот срок продлевается судом, однако в КоАП механизм его продления не регламентирован. Таким образом, жертвы насилия или (что чаще всего) остаются в доме с пьющими «дебоширами», или сами бегут из дома. Жертва бытового насилия с детьми уезжает из квартиры в другой район к родственникам, кризисные центры, сталкиваясь с трудностями перевозки или смены привычной школы, детского сада, поликлиники и т.д., что подрывает интересы детей и женщин. В этой связи необходима обратная практика, при которой в кризисные центры должны помещаться «дебоширы», с которыми должна проводиться работа по недопущению семейного насилия в будущем.

«В то же время ни в одной из статистик не уделяется внимание количеству мужчин, ставших жертвами бытового насилия. По информации Комитета административной полиции Министерства внутренних дел РК (далее – КАП МВД) жертвами насилия становятся около 40-45 % мужчин. При этом определить причины, по которым мужчины стали потерпевшими (результате насилия со стороны женщин, либо вследствие домашней тирании) не представляется возможным. С одной стороны, динамика роста преступлений в отношении мужчин может свидетельствовать об актуализации проблемы – тогда это заслуживает отдельного внимания, а с другой стороны – если женщина убивает мужчин из-за систематического насилия, то это лишний раз является свидетельством о необходимости совершенствования государственной семейной политики. Все это подтверждает тот факт, что насилие продолжается, а применяемые меры защиты и профилактики не обеспечивают должную безопасность потерпевшего», — резюмируется в документе.

На сегодня органами внутренних дел вносятся законодательные инициативы по обязательному прохождению дебоширами психокоррекционных тренингов, ограничению на совместное проживание с жертвами насилия, применению наказания в виде общественных работ, а также проводятся мероприятия, направленные на укрепление семейных ценностей.

Парламентарии предлагают пересмотреть вопрос финансирования пожарных и спасательных служб

С начала 2024 года в ВКО выявлено 67 коррупционных преступлений