Для этого они изучают преимущества применения BIM-технологии в дорожном строительстве. Руководитель управления проектирования и безопасности КаздорНИИ Гульназ Тайбекова рассказывает, что на сегодняшний день в Казахстане, как и во многих других странах, наблюдаются явные проблемы применения Building Information Modelling технологий в автодорожной отрасли. По сути, BIM это комплексная информационная модель с цифровыми данными об объекте строительства, которая обновляется на протяжении всего «жизненного цикла» объекта включая проектирование, строительство, эксплуатацию, ремонт, реконструкцию, вплоть до сноса, демонтажа или вывода из эксплуатации.
На стадии проектирования BIM-модель упрощает взаимодействие и совместную работу всех разделов проекта. На стадии строительства BIM-модель может легко дополняться строителями, так как она более наглядна, чем отдельные чертежи. На стадии эксплуатации BIM-модель содержит подробную информацию о всех элементах и сооружениях на автодороге, а также дополняется образовавшимися дефектами, поломками.
В дальнейшем, при капитальном ремонте или реконструкции объекта BIM-модель со всеми внесенными в нее дополнениями будет служить основой и исходным данным для проектировщика.
«Очевидные преимущества данной BIM-модели для заказчика заключаются в том, что заказчик может полностью «прозрачно» получать информацию об объекте и управлять объектом на всех стадиях его «жизненного цикла». К примеру, на стадии проектирования или технико-экономического обоснования при согласовании проектных решений заказчику трехмерная модель позволит более подробно и наглядно получить информацию о будущем объекте строительства, чем рассмотрение отдельных разрозненных по разным разделам проектирования двухмерных чертежей», — говорит Тайбекова.
На стадии строительства по цифровой трехмерной модели заказчику также более наглядно будут видны все этапы и стадии выполнения работ. То же самое при эксплуатации объекта, когда эксплуатирующая организация дополняет цифровую модель возникшими дефектами, заказчик может оптимизировать распределение ремонтных работ. Все это дает возможность избежать лишних затрат при строительстве в случае ошибок в проектировании, упущения каких-либо видов работ при строительстве и более эффективно управлять ремонтными работами, появляется прозрачность процессов строительства и ремонта, особенно в случае использования систем автоматизированного управления дорожно-строительными машинами.
Таким образом, проектирование автомобильных дорог с применением BIM-технологий это одна из цепочек трехмерного информационного моделирования совместно со строительством и эксплуатацией.