Торговля занимает второе место в экономике Казахстана, ее доля в структуре ВВП составляет 19,1%. За первые два месяца 2025 года индекс физического объема торговли составил 6% при плане 4,7%. Наибольший вклад в ИФО торговли обеспечили пять регионов, на долю которых приходится 73,6% всего объема товарооборота (за январь-февраль т.г – 3,5 трлн тенге). Это Алматы, Астана, Актюбинская, Атырауская и Карагандинская области.
Оптовая торговля выросла на 6,6% (6,1 трлн тенге) за счет нефтепродуктов, автотехники, фармпродукции, зерна, сахара и напитков, розничная – на 4,7% (2,8 трлн тенге) за счет роста нефтепродуктов, строительных материалов, машин и оборудования, кондитерской, мясной и рыбной продукции.
Как сообщила первый вице-министр торговли и интеграции Айжан Бижанова, в торговле преимущественно занят микро и малый бизнес (99 %), на долю которых приходится 66% всего товарооборота. Для обеспечения роста индекса физического объема торговли на уровне 113% в 2025 году необходимо достичь товарооборота в 87 трлн тенге (в 2024 году — 70 трлн тенге). Преимущественно за счет оптовой торговли, которая составляет 67,5% отрасли. Это будет обеспечено за счет увеличения добычи сырой нефти и ее переработки, газа, развития обрабатывающей промышленности и АПК, расширения линейки бытовой техники, роста производства фармпродукции.
В целях роста несырьевого экспорта ведется работа по расширению географии экспортных поставок в Китай, Россию, Узбекистан, ОАЭ, Афганистан, Иран, Таджикистан и Пакистан. Для устойчивого присутствия на этих рынках планируется дополнительно открыть 10 торговых домов и партнерских офисов. Ведется интеграция в международную электронную торговлю через международные маркетплейсы.
Розничная торговля составляет 32,5% товарооборота. В 2025 году объем розничных продаж прогнозируется на уровне 28 трлн тенге (+5,5 трлн тенге к 2024 году). Для стимулирования розничного рынка внедряются проекты «Digital Bazar» совместно с Халык Банком, расширяется перечень маркируемых товаров, развивается потребительское кредитование.
Темпы электронной торговли в Казахстане демонстрируют уверенный рост. По предварительным данным, в 2024 году ее объем составил 3,2 трлн тенге, увеличившись на 14%. В 2025 году ожидается дальнейший рост до 4,5 трлн тенге. По оперативным данным, за январь-февраль текущего года товарооборот на крупнейших маркетплейсах, охватывающих 85% рынка, достиг 0,7 трлн тенге. Для расширения возможностей электронной коммерции прорабатывается вопрос приравнивания продаж через Instagram к e-commerce. Также совместно с Kaspi.kz и Казпочтой запущена в тестовом режиме B2B-платформа для казахстанских и китайских бизнесменов по наращиванию оптовой торговли, где основными категориями товаров станут бытовая техника, товары для дома и продукция легкой промышленности. Реализация этих инициатив позволит дополнительно увеличить товарооборот страны на 1 трлн тенге ежегодно.