В мажилисе страны уверены, что собственное производство лекарств и медицинских изделий – это, без преувеличения, вопрос национальной безопасности. В этом они убедились во время пандемии. Глава государства поставил перед правительством задачу довести долю отечественных лекарств до 50%. Сегодня она не превышает 15%. При этом, по данным депутатов профильное министерство вместо помощи, препятствует решению этой задачи. В запросе в кабмин РК они пишут, что головной болью для предпринимателей стали принятые в июне прошлого года Правила организации закупа лекарственных средств, медицинских изделий и специализированных лечебных продуктов за N110.
«Во-первых, документ не дает четкого понимания, может ли фармпродукция, закупаемая единым дистрибьютором, частично производиться за рубежом, или должна иметь 100% местную локализацию. Это позволяет единому дистрибьютору СК «Фармация» не допускать к тендеру отечественных производителей с неполным циклом производства в Казахстане.
Например, одна из алматинских фармкомпаний производит 13 наименований лекарств, в том числе с европейским компонентом. Однако, СК «Фармация» почему-то закупает аналогичную продукцию у индийского производителя. Закуп одного наименования — это 30 млн. тенге», — говорится в запрсое.
К тому же, правила требуют при заключении договора с единым дистрибьютором предоставить сертификат «СТ-KZ». Но сертификат выдается на готовую продукцию. А на стадии заключения договора продукция зачастую еще не произведена. Как тогда быть производителю? Ещё одна проблема — в соответствии с Правилами, в случае уменьшения уполномоченным органом предельной цены на лекарства и медизделия, СК «Фармация» вправе потребовать от производителя, даже после заключения договора, уменьшить цену товара. При несогласии расторгается договор, удерживается банковская гарантия и налагается штраф. Кто при таких подходах будет инвестировать в отрасль?
«Еще одним барьером для фармпроизводителей выступает постоянное затягивание министерством согласования перечня по заключению оффтейк-контрактов на медтехнику, а также утверждения предельных цен на новые отечественные медицинские изделия. К примеру, с 2021 года Правительством достигнуты договоренности с компанией «Samsung Electronics» о локализации производства более 30 видов медоборудования. Определен казахстанский бизнес-партнер, инвестировано порядка 22 млн долларов. Однако, до сих пор оффтейк-контракт не заключен. За последние годы вообще не подписан ни один новый оффтейк-контракт на закуп медтехники у казахстанских производителей. Из-за отсутствия с 2022 года утвержденных цен на произведенные казахстанскими компаниями в рамках предыдущих оффтейк-контрактов медицинские изделия, они не могут быть закуплены медорганизациями. Такая бюрократия не просто неэффективна, она преступна. К примеру, из-за отсутствия утвержденных цен жамбылский завод не может реализовать экспресс-тесты ранней диагностики рака. Производственная мощность 15 млн. изделий в год. Сколько можно спасти жизней?», — возмущаются авторы запроса.
Парламентарии просят в кратчайшие сроки совместно с отраслевым сообществом устранить недоработки в правилах закупа, решить вопрос своевременного согласования перечня медицинской техники и утверждения предельных цен на медицинские изделия для заключения и исполнения оффтейк-контрактов с отечественными товаропроизводителями, а также разработать и утвердить ясные целевые индикаторы развития фармацевтической индустрии.