В Казахстане предлагают законодательно предусмотреть меры наказания за нарушения сроков оплаты ритейлерами за поставленные продовольственные товары.
Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан опубликовало заключение анализа рынка оказания услуг торговыми сетями и крупными торговыми объектами (продуктовый ритейл). Напомним, что ритейл — это принцип организации торговли, согласно которому супермаркеты, гипермаркеты, интернет-магазины закупают товар оптом, а затем продают его с наценкой в своих торговых точках.
«Анализируемый товарный рынок по степени концентрации за январь-сентябрь 2022 года можно охарактеризовать как: высококонцентрированный во всех 19 административных единицах республики, в том числе: городах Астана, Алматы, Шымкент, Алматы, Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской, Мангистауской, Туркестанской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и областях Абай и Жетісу», — написано в опубликованном документе.
По мнению авторов документа, анализ показал, что законодательство в сфере торговли не соответствует международной практике. Имеются множество нерешенных проблем, в том числе законодательного характера.
«Анализ международного опыта пяти стран показал, что в разных странах по-разному относятся к регулированию торговли. Если в Германии уровень регулирования находится на относительно низком уровне, то в Турции наблюдается высокий уровень регулирования, в том числе регулирование ценообразования и доступа на рынки и торговые центры. В каждом случае есть свои плюсы и минусы, более либеральная политика повышает инвестиционную привлекательность отрасли и ускоряет рост крупных торговых сетей, в тоже время в результате такой политики невозможно контролировать рост цен, а также наблюдается сокращение доли МСБ в торговле», — указывают авторы.
На основании проведенного анализа текущего состояния торговой сферы, анализа нормативно-правовых актов и международного опыта эксперты выработаны рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере торговли, направленные на защиту МСБ, поддержку субъектов внутренней торговли, отечественных товаропроизводителей, а также рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности предприятий торговли в целом. Итак, рекомендации уполномоченным органам:
- Разработка Типового договора между производителем и поставщиком продукции СЗПТ.
- Внедрение новой классификации всех торговых объектов и ведение реестра торговых объектов. Вести учет отдельно по типу субъектов внутренней торговли, отдельно торговые сети, крупные торговые объекты, рынки/базары, магазины у дома и прочее, в разрезе по видам реализуемого товара (продовольственные и непродовольственные товары).
- Проведение закупок от производителей через цифровую платформу или сайт торговой сети (это сделает процесс закупок прозрачным, доступным для поставщиков).
- Законодательно предусмотреть надлежащие меры наказания за нарушения сроков оплаты ритейлерами (покупателями) за поставленные продовольственные товары.
- Законодательно запретить аннулирование заказа на скоропортящиеся сельскохозяйственные и продовольственные товары в срок менее чем за 30 дней до даты поставки.
- Законодательно запретить ритейлеру (покупателю) в одностороннем порядке изменять условия договора поставки сельскохозяйственных и пищевых продуктов.
- Ограничить возможность возврата поставщикам не более 10% нереализованных товаров. На сегодняшний день покупатели (ритейлеры) заказывают продовольственные товары, в том числе скоропортящиеся продовольственные товары в больших объемах, тем самым, не рассчитывая возможное количество нереализуемых товаров. В результате которого покупатели осуществляют возврат данных товаров без соответствующей оплаты, что приводит к значительным убыткам со стороны поставщиков.
- Законодательное урегулирование вопроса установления размера торговой надбавки на СЗПТ субъектами внутренней торговли. Образовалась практика со стороны крупных торговых сетей, при реализации СЗПТ (поступившее от нескольких производителей или оптовых поставщиков) определять размер предельной 15% торговой надбавки лишь на товар с наименьшей ценой, на остальной аналогичный товар размер надбавки доходит до 50%, тем самым произвольно включая товар в категорию не СЗПТ.
- Конкретизировать предельный совокупный размер вознаграждений, включая все виды услуг торговой сети до 5% от стоимости поставленных товаров. Вместе с тем запретить иные виды вознаграждений и выплат от поставщика к покупателю. Субъекты внутренней торговли полагают, что под понятие вознаграждения подпадают 3-4 услуги, при этом оказываются дополнительные услуги, не относящиеся к вознаграждению.
В этой связи, требуется устранить разночтения норм в Законодательстве «О регулировании торговой деятельности» по установлению размера вознаграждения и торговой надбавки.