в

Депутаты требуют провести анализ тех государственных закупок, которые проведены способом прямого заключения договора

Соответствующий запрос поступил премьер-министру страны из парламента РК. Мажилисмены пишут, что для осуществления эффективного государственного регулирования общественно-политическими и экономическими процессами в стране важную роль играет эффективно выстроенная система государственных закупок товаров, работ и услуг. Одним из актуальных вопросов, требующих решения в ходе рассмотрения законопроекта «О государственных закупках», является механизм и условия проведения государственными органами государственных закупок способом из одного источника. Как показывает действующая правоприменительная практика, именно из-за несовершенства данного способа государственных закупок зачастую неэффективно тратятся государственные средства, нарушается принцип добросовестной конкуренции, и нередки факты получения некачественных товаров, работ или услуг.

«Одним из таких ярких примеров неэффективной системы государственных закупок из одного источника являются государственные закупки ветеринарных препаратов Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан. До 2023 года МСХ РК закупает препараты по линии ветеринарии через открытый конкурс. Так, ежегодный закуп только одного наименования ветпрепарата против сибирской язвы составляет десятки миллионов штук. К примеру, в 2022 году в рамках открытого конкурса при наличии конкуренции на его приобретение потратили 363 млн тенге, заплатив по 10,9 тенге за флакон при запланированном завышенном в трехлетнем бюджете 28 тенге. А вот в 2023 году, после перехода МСХ РК на закуп из одного источника, без каких-либо оснований цена ветпрепарата против сибирской язвы была установлена ведомством уже по цене 28 тенге за флакон. А общие затраты на его закуп составили 921 млн тенге, то есть на 569 млн тенге больше, чем в предыдущем году при закупе на открытом конкурсе. Закупка только по одной этой позиции обошлась государственной казне практически в 250 процентов или два с половиной раза дороже», — уверены депутаты.

Парламентарии считают, что для того, чтобы проводить закуп из одного источника, возможно, по инициативе МСХ РК, даже подготовили и утвердили специальное постановление правительства. При этом имеет место нарушение норм действующего Закона РК «О государственных закупках». То есть речь идет о закупках из одного источника, в том числе ветеринарных препаратов, только в случае чрезвычайных ситуаций. А плановые закупки таких препаратов предполагается закупать иными способами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан, то есть путем проведения открытого конкурса.

Этот пример по мнению народных избранников, наглядно демонстрирует существование порочной системы в государственных органах, когда в интересах ведомства, и в личных интересах, через аффилированные государственные предприятия или организации (РГП, ТОО, АО или НАО) проводятся закупки из одного источника по ценам, в разы превышающие цены на рынке данных товаров, работ и услуг. В этом случае: создается искусственная монополия на поставку для государственных нужд товаров, работ и услуг; бюджет страны несет необоснованные убытки, приобретая товары, работы и услуги по завышенным ценам; рушится сам рынок тех или иных видов товаров, работ или услуг, из-за чего казахстанские предприниматели несут неоправданные убытки; формируется устойчивая коррупционная схема, в которой становится возможным личное обогащение за счет разницы между выделенными из бюджета средствами по завышенной цене на закупки товаров, работ и услуг и реально потраченными ресурсами по более низкой их цене, предложенной самим рынком этих товаров, работ и услуг.

«Закономерно напрашиваются вопросы: чем обосновываются решения центральных государственных органов устанавливать завышенные цены при закупке товаров работ и услуг, чем это предлагается на конкурентном рынке? Какими социально-экономическими обоснованиями государственные органы объясняют необходимость государственных закупок способом прямого заключения договора при наличии конкурентной среды по поставке товаров, работ и услуг? Почему данные факты до сих пор не стали основанием для анализа и финансового аудита эффективности проводимых государственных закупок из одного источника в случаях, не предусмотренных нормами действующего законодательства и основанных на, якобы, поручениях премьер-министра и президента страны?» — интересуются в мажилисе РК.

На основании вышеизложенного, депутаты просят

  • Провести тщательный анализ правомерности и эффективности проведения МСХ РК государственных закупок способом прямого заключения договора при наличии конкурентной среды в отношении ветеринарных препаратов за 2023 год.
  • Провести соответствующий анализ и оценку целесообразности с точки зрения эффективного расходования бюджетных средств осуществления в целом всеми центральными государственными органами государственных закупок способом прямого заключения договора.
  • На основе данного депутатского запроса представить видение правительства Республики Казахстан о возможных системных изменениях правового обеспечения проведения государственных закупок способом прямого заключения договора.

Опубликованы правила проведения республиканского конкурса новых произведений искусства

Мажилисмены обеспокоены тем, что реальную помощь пострадавшим от паводков бывает сложно или невозможно получить