в

Исследование о финансовой грамотности казахстанцев: более 48,2% опрошенных имеют возможность откладывать деньги

В 2023 году Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка провело четвертое исследование основных показателей финансовой грамотности населения. Опрос проводился среди возрастных групп от 18 лет до 63 лет и старше в котором приняли участие три тысячи человек из трех городов республиканского значения и всех областей Казахстана.

Впервые за время проведения подобных исследований оценивалось поведение потребителей при оформлении потребительских кредитов и раскрытие полной информации со стороны менеджеров банка об условиях кредита и ответственности в случае наступления просрочки по займу.

В 2023 году индекс составил 40,5% — практически на уровне предыдущих лет.

Треть респондентов 30,2% самостоятельно принимают решения о распределении финансовых средств (характерно для категории 50-63 лет). 35,6% респондентов от 30 до 49 лет  доверяет свои деньги родителям. Каждый пятый респондент делегирует супругу, и лишь 18,2% опрошенных ведут общий бюджет.

Наиболее важными аспектами финансовой жизни респонденты считают своевременную оплату счетов и рациональный подход к покупкам.

Почти каждый третий респондент брал в долг и воспользовался кредитом. При этом 12,5% респондентов прибегают к микрокредитам.

48,2% откладывают деньги. Динамика последних трех лет показывает, что количество граждан, способных формировать сбережения после уплаты ежемесячных обязательных трат, умеренно растет: для сравнения так делали 30,6% граждан в 2020 году, 31,4% – в 2021 году и 31,5% в прошлом году.

Мотивационный фактор приумножения своих сбережений характерен для 24,5%, которые собирают деньги на определенные покупки. Стабильность в аккумулировании финансовых средств отмечается у 16,3% населения.

Основными источниками знаний по финансам являются социальные сети (48,2%). Значительным ресурсом — бесплатные курсы (27%), которые популярны у молодежи 18-29 лет (29,8%) и у людей в возрасте 50-63 года (29,7%). При этом, результаты опроса показали, что люди реже готовы платить за подобные знания и ходить на курсы. Следует отметить, что чаще всего информация в социальных сетях и на бесплатных курсах является фрагментированной и базовой, напротив, локализованный материал в виде роликов на YouTube или специализированная литература меньше привлекает респондентов.

Результаты исследования по мнению социологов, подчеркивают необходимость совместных усилий со стороны государства, бизнеса и образования для развития финансовой грамотности и улучшения финансового будущего граждан. Рекомендуется создание и развитие образовательных программ о финансах, которые включают в себя школьные курсы, уроки в учебных заведениях и обучающие программы для взрослого населения. В плане формирования инвестиций, эксперты рекомендуют предоставить широкий доступ для населения к бесплатным или недорогим финансовым консультациям, в том числе по инвестициям. Это поможет гражданам лучше понимать свои финансовые цели и планировать свое будущее.

В Казахстане ситуация с COVID-19 стабильна — снижение заболеваемости, регистрация от 100 до 400 случаев в месяц, — минздрав

Директора коммунального предприятия Алматы подозревают в получении 2,7-миллионной взятки