в

В Казахстане предлагают создать систему мониторинга и оценки эффективности страхования

С такой инициативой выступил сенатор Андрей Лукин. Он отправил запрос в адрес премьер-министра страны Олжаса Бектенова. Депутат сообщил, что с 2005 года в Казахстане функционирует система обязательного страхования работников со стороны работодателя. Компании, привлекающие наемных сотрудников, обязаны страховать их от несчастных случаев при исполнении ими трудовых (служебных) обязанностей (пп.15) п.2 ст.23 Трудового кодекса), заключив договор со страховой компанией. Страхование обеспечивает гарантии того, что в случае форс-мажорных обстоятельств расходы, связанные с несчастными случаями, будут компенсированы пострадавшим работникам. Учитываются не только травмы, полученные вследствие несчастного случая, но и профессиональные заболевания, которые развились из-за вредных условий производства, отравления и т.д.

«На сегодняшний день нижний предел страховой премии согласно п.2-1 ст.17 Закона «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» (далее – Закон) равен минимальному размеру заработной платы (далее – МЗП), установленному законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год  (в 2024 году — 85 000 тенге). При этом страховая премия подлежит уплате за каждого работника. Особое беспокойство вызывает выполнение условий данного вида страхования в сельской местности. Там доход предпринимателей весьма ограничен и не всегда покрывает затраты сельхозпроизводителей. Ситуация осложняется значительными штрафами за не заключение работодателем договора обязательного страхования. Справочно: в соответствии с п.2 ст.230 КоАП размер штрафа зависит от категории предпринимательства: от 590 тыс. до 3,6 млн тенге. Кроме того, действующая модель страхования предусматривает осуществление страховых выплат страховыми компаниями только при утрате трудоспособности от 30 до 100% (ст.122 Трудового кодекса, ст.19 Закона)», — пишет он.

По данным парламентария, в остальных случаях (при утрате трудоспособности от 5 до 29%) возмещение работнику утраченного заработка и расходов, связанных с повреждением здоровья, возлагается непосредственно на работодателя (ст.122 Трудового кодекса, ст.19 Закона) даже при наличии заключенного и исполненного договора обязательного страхования. Более того, работодатель обязан возместить разницу, если страховая выплата недостаточна для полного возмещения ущерба, связанного со смертью работника или установлением степени утраты профессиональной трудоспособности от 30% и выше, а размер утраченного дохода превышает   10 месячных заработных плат. В то же время финансирование превентивных мер (обучение и инструктаж работников по технике безопасности охране труда, обеспечение средствами индивидуальной защиты, регулярные медосмотры, модернизация и замена устаревшего оборудования), улучшение условий труда (освещение, вентиляция и др.) полностью возлагается на работодателя.

«Страховые компании, аккумулируя у себя значительную часть поступивших страховых премий, компенсируют лишь малую часть расходов при наступлении несчастного случая. Справочно: по данным Национального Банка (на 1 января 2023 года) общая сумма страховых премий составила 289 млрд тенге, а страховых выплат — 42 млрд тенге (14%). В настоящее время на рынке Казахстана услугу по страхованию работников от несчастных случаев при исполнении ими служебных обязанностей оказывают 9 компаний, на счета которых в 2022 году поступило 54,6 млрд тенге страховых премий (около 20% всех страховых премий). Для некоторых компаний такой вид страхования составляет значительную долю портфеля: 53% у «Евразии», 49% у «KM Life», 35% у «Standard Life». Таким образом, существенную часть финансовой нагрузки (как для обеспечения безопасных условий труда, так и при наступлении несчастного случая) несет сам работодатель. Поэтому страхование для «сельчан» — бизнесменов становится настоящим финансовым бременем. Избегая расходов, стороны трудовых отношений «на селе» их просто никак не фиксируют и не оформляют, данные о работниках скрываются. Вместе с тем отсутствие такой гарантии возмещения ущерба при наступлении несчастного случая приводит к ограничению возможности восстановления работниками своих прав и, как правило, грозит вовлечением работодателей в долгие судебные тяжбы», — считает Лукин.

Сенатор отдельно отмечает, что международный опыт показывает, что многие страны внедряют меры для облегчения финансового бремени на работодателей. В Швейцарии, например, страхование от несчастных случаев покрывает как профессиональные, так и непрофессиональные несчастные случаи, причем работодатель оплачивает премию за профессиональные несчастные случаи, а работник – за непрофессиональные. Это позволяет распределить финансовое бремя более равномерно. В Германии, существует активная политика улучшения условий труда и предотвращения несчастных случаев, что финансируется частично за счет средств страховых компаний.

Предприниматели не отказываются страховать своих работников, но просят сделать условия страхования более выгодными и доступными для ведения бизнеса. В целях развития сельского производства, поддержки предпринимателей «на селе» им предлагаются следующие пути решения проблемы:

Первое.  Предусмотреть для работодателей сельской местности возможность заключения договоров страхования на 6 месяцев с соразмерным пересмотром суммы страховой премии.

В настоящее время минимальный срок заключения работодателем договора со страховой компанией в силу п.2 ст.12 Закона составляет                     12 месяцев, уплачиваемая на этот период страховая премия на одного работника — 1 МЗП. Частая смена места работы работниками в сельской местности делает экономически невыгодным внесение страховой премии за весь календарный год.

Второе.  Снизить минимальный размер страховой премии, уплачиваемой работодателем в сельской местности, с 1 до 0,5 МЗП.

Данные меры будут способствовать созданию новых рабочих мест, прозрачности формирования трудового фонда, снижению экономических барьеров для развития бизнеса, что важно для стимулирования предпринимательской активности и улучшения социально-экономического положения населения в сельской местности.

«В этой связи предлагается:

  1. Исследовать статистику малого предпринимательства в сельской местности, включая финансовое положение, несчастные случаи на производстве, уровень травматизма и профессиональных заболеваний.
  2. Разработать предложения по изменению законодательства в сфере обязательного страхования работников:

—         сократить срок договоров страхования до 6 месяцев в сельской местности;

—         снизить минимальный размер страховой премии до 0,5 МЗП;

—         обязать страховые компании выплачивать страховые суммы по всем случаям утраты трудоспособности от 5% до 29%;

—         разработать механизмы стимулирования страховых компаний к инвестициям в превентивные и реабилитационные меры.

  1. Привлечь заинтересованные стороны для минимизации рисков при рассмотрении предложений (организовать встречи с представителями малого бизнеса в сельской местности, страховых компаний, экспертами в области страхования для получения профессиональных рекомендаций).
  2. Повысить эффективность страхования:

—         усилить контроль и обеспечить прозрачность операций страховых компаний;

—         разработать стандарты превентивных и реабилитационных мер, финансируемых страховыми компаниями;

—         создать систему мониторинга и оценки эффективности страхования.

Для реализации этих задач требуется комплексный подход и взаимодействие различных государственных органов, представителей малого бизнеса, страховых компаний и экспертного сообщества. Важно обеспечить баланс интересов всех участников и принимать решения, способствующие устойчивому развитию малого бизнеса в сельской местности».

Создать современный образовательный контент призывают депутаты

Снизить бюрократические барьеры в ядерной медицине призвали в Казахстане