Первый заместитель премьер-министра Республики Казахстан Роман Скляр получил запрос из парламента страны. Поводом для него послужили неоднократные обращения жителей и депутатов маслихатов ряда районов Акмолинской области. По данным, имеющимся в документе, качественные и современные автодороги имеют огромное, стратегическое значение для нашей страны. Они содействуют привлечению инвестиций и наращиванию экспорта, помогают лучше раскрыть потенциал прилегающих к ним территорий, положительно отражаются на всей национальной экономике, на качестве жизни людей.
«Дорог высокого качества у нас, к сожалению, по-прежнему мало. Общая протяжённость дорог в хорошем состоянии увеличилась за последние четыре года на 3 000 километра, причём главным образом за счёт республиканских трасс: здесь дороги, полностью соответствующие нормативным требованиям, составляют 92 процента. Нужно отметить, что, к примеру, в 2018 году их было намного меньше – чуть более 80-ти процентов. То есть, по дорогам республиканского значения, мы имеем дело с хорошим, во всяком случае, заметным движением вперёд. А вот доля таких дорог областного значения в отдельных регионах по-прежнему не дотягивает даже до шестидесяти процентов. Далее, остаётся проблемой порядок определения цен, что напрямую влияет на достоверность стоимости дорожных работ», — пишут депутаты.
Парламентарии уверены, что зарубежные подрядчики зачастую выходят на конкурс, заведомо занижая цены на битум, асфальт, асфальтобетон, щебень, другие материалы, поэтому отечественные компании либо вовсе отказываются от таких подрядов, либо, демпингуют по цене, что негативно сказывается на качестве дорог, и на сроках выполнения дорожного строительства.
«Отдельно стоит отметить что, безопасность дорожного движения во многом зависит от качества и обустройства дорог, наличия остановок, пешеходных переходов, а также – от их освещённости. За пределами городов республиканского значения и областных центров на многих участках дорог – отсутствует дорожное освещение. И дело не только в неразвитой инфраструктуре. Надо об этом прямо сказать, в объективном дефиците средств: тариф на электроэнергию достаточно высокий. Это в какой-то степени вынужденная экономия, и она приводит, к сожалению, к авариям и трагедиям. От граждан регулярно поступают жалобы и на придорожный сервис либо его отсутствие. С этим у нас, также проблемы. В этой связи необходимо согласованно приступить к пошаговому, поэтапному решению этих вопросов. Ещё одна важная задача – наладить эффективное регулирование проезда тяжеловесных машин. Известно, какой урон они наносят дорогам, которые не предусмотрены для этих машин, когда нарушают нормы перевозки грузов. Как правило, дорожно-транспортные происшествия на разбитых трассах неизбежны», — считают инициаторы запроса.
Сейчас в Казахстане допустимая нагрузка на ось до 10 тонн. По данным, приведённым в документе, самосвалы китайского производства при грузоподъемности от 25 до 40 тонн, ездят с большей нагрузкой, то есть их владельцы, а это в основном недропользователи работающие на карьерах, грузят до 40 тонн и более. Применяемые штрафы не всегда эффективны. В целом, вопрос разрушения дорог тяжеловесным транспортом стоит остро во всех регионах республики. Сенаторы просят предпринять действенные меры по привлечению отечественных компаний к реализации проектов в автодорожной отрасли. Следом принять меры по поэтапному повышению качества и обустройства дорог, в том числе их освещённости, в особенности в сельских населенных пунктах и пригородах, а также улучшению придорожного сервиса. И в завершении предлагают ужесточить контроль либо ограничить проезд большегрузных машин, не соблюдающих нагрузку на ось на дорогах страны.