в

В Казахстане госслужащих не научили рассчитывать эффективность проектов государственно-частного партнерства

Премьер-министр страны получил запрос от парламентариев по поводу того, что за 2023 год стремительно упало количество проектов ГЧП и объем инвестиций по ГЧП контрактам и деньги в инфраструктуру почти не привлекаются, по причине боязни чиновников привлечения к ответственности из-за прошедших проверок контролирующих органов.

Кроме того, вскрылись серьёзные недоработки правительства по обучению госслужащих расчётам эффективности применения ГЧП. По обращениям местных и иностранных инвесторов наблюдаются случаи отказа или пересмотра в одностороннем порядке условий ГЧП со стороны государственных органов.

Такая бессистемная работа влечёт за собой снижения инвестиционной привлекательности Казахстана в целом, считают депутаты.

По их данным, в настоящее время сложилась ситуация, что среднее время разработки и согласования проектов ГЧП составляет полтора-два года, поэтому инвестиции стало проще осуществлять через прямые расходы бюджета. Хотя во всём мире инфраструктурные проекты в основном осуществляются через ГЧП, так как позволяют передать риски инвестиционной стадии на частного партнёра и защищают государство от удорожания в процессе строительства. К примеру, в автодорожной отрасли ежегодно осуществляется около 10 тысяч государственных закупок. При этом, Азиатский Банк Развития с 2018 года  предлагает перейти на долгосрочные контракты ГЧП эффективного (бездефектного) содержания дорог – контракты, нацеленные на результат. Такие контракты позволят решить вопросы с качеством дорог, с дефицитом битума в строительный сезон, со снижением стоимости затрат на ремонт и содержание дорог. Складывается впечатление что отказ от государственных закупок на 600 млрд. тенге ежегодно кому-то очень невыгоден, считают парламентарии.

Примерно также обстоят дела с национальным проектом «Комфортная школа» на 2,3 трлн. тенге, где из 3 предусмотренных механизмов выбрано только строительство школ «под ключ», а другие механизмы, например, ГЧП не используются. Не предусмотрена реновация устаревших школ по механизму ГЧП с частичным софинансированием из РБ/МБ, из которых более половины построены в советское время и 57 находятся в аварийном состоянии.

«Кроме того, для строительства доступного и качественного жилья на 5 съезде Национального совета общественного доверия в 2021 году Президентом было поручено перейти на оффтейк контракты. За два года данное поручение не было выполнено. Хотя в рамках механизма ГЧП через оффтейк контрактах можно было бы объединить всю государственную помощь для строительства социального жилья и законное предоставление подготовленных земельных участков. На основе международного опыта необходимо поощрять строительство доступного жилья по себестоимости некоммерческими жилищными кооперативами с участием самих очередников. В целом, назрела необходимость в разработке нескольких программных ГЧП: по ремонту автомобильных дорог, по строительству школ и общежитий, социального жилья и другой инфраструктуре. Необходимые средства для этих программных ГЧП уже имеются в РБ – нужно перераспределение. В традиционных сферах применения ГЧП, таких как ТБО, транспорт и объекты жизнедеятельности (КОС, ТЭЦ, сети и т.д.) отраслевые госорганы не используют ГЧП, что сказывается на отсутствии инвесторов. Именно в этих секторах уже имеется законодательная база, порядок формирования тарифов и цен, да и все признаки указывают на безальтернативность ГЧП, но барьеры и нежелание чиновников приводят к отсутствию проектов ГЧП», резюмировали мажилисмены.

Передача «Арселор Миттал Темиртау» новому инвестору завершена. Как будут погашены долги перед поставщиками? — спрашивают в мажилисе

3417 административных протоколов за нарушение тишины составили полицейские ВКО в этом году