Представители фракции «AMANAT» написали официальный запрос премьер-министру страны, в котором выразили озабоченность в вопросах обеспечения жильем социально-уязвимых слоев населения. По информации парламентариев, глава государства неоднократно акцентировал внимание на вопросах обеспечения граждан Казахстана, в том числе социально-уязвимых слоев населения, доступным, качественным и комфортным жильем. Вместе с тем существует проблема с обеспечением жильем социально уязвимых слоев населения, связанная с неэффективным использованием средств Национального фонда. Постановлением правительства Республики Казахстан
утверждена Концепция развития жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2026 года, которая принята вместо ранее действовавшей Государственной программы жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020-2025 годы. При этом Концепция в марте текущего года она претерпела существенные изменения.
«Новая Концепция предусматривает, что министерство промышленности и строительства должно утвердить правила финансирования строительства и приобретения жилья социального назначения за счет выпуска государственных ценных бумаг. Однако ни в самой концепции, ни в других нормативных правовых актах не установлен срок для принятия этих правил.
Проект правил был опубликован на портале «Открытые НПА» 17 августа 2023 года. На данный момент прошло 8 месяцев, но правил еще нет. При этом местные исполнительные органы на строительство жилья в текущем году уже освоили более 100 млрд. тенге из средств Национального фонда.
В качестве примера можно привести ситуацию в городе Шымкент. В марте и апреле 2023 года акимат города согласовал с МИИР ввод в эксплуатацию 3646 квартир для очередников в рамках средств ГЦБ. Однако уже в августе акимат обратился в МИИР с просьбой снизить объем ввода в эксплуатацию на 2020 квартир. Это означает, что индикаторы ввода в эксплуатацию жилья снижены на 56%. Примерно 10 тысяч жителей из 3000 семей в городе Шымкент не смогут улучшить свои жилищные условия и наконец обрести крышу над головой в этом году», — пишут народные избранники.
Также депутаты уверены, что выделение средств на объемы финансирования строительства жилья включают в себя участие пяти государственных органов, организаций: МФ, МНЭ, МПС, НУХ «Байтерек» и акиматы регионов. Однако, когда дело касается уменьшения объемов жилищного строительства, исключительное решение принимается МПС и акиматами.
Вместе с тем, в проекте правил не предусмотрено обязательство местных исполнительных органов по ежегодному вводу конкретного объема площадей квадратных метров, соответствующих выделенным целевым средствам через бюджет или займов государственных ценных бумаг.
«В связи с этим считаем целесообразным закрепить такое обязательство за курирующим вице-министром МПС и заместителями акимов областей, городов Астана, Алматы и Шымкент, курирующих сферу строительства жилья. Стоит отметить, что у министерства промышленности и строительства отсутствует компетенция по утверждению указанных правил, так как она не предусмотрена ни в законах, ни в положении о министерстве.
Просим поручить министерству промышленности и строительства принять проект правил в кратчайшие сроки, уделяя особое внимание закреплению четкой компетенции и ответственности руководителей за принятие решений; до принятия этих процедур установить четкую систему контроля за освоением средств, выделенных на строительство жилья социального назначения и обозначить персональную ответственность должностных лиц за принимаемые решения», — резюмировали мажилисмены.