в

Что будет стабильным в ближайшие пять лет в Казахстане?

Продолжаем цикл публикаций о том, как экономисты видят развитие страны в среднесрочной перспективе. На этот раз расскажем вам о прогнозах в отношении показателей денежно-кредитной политики, макроэкономической стабильности, показателях платёжного баланса, социальной сферы и многом другом. До этого мы писали о факторах экономического роста при базовом сценарии развития страны, о том, что есть три сценария развития и все они основаны на нефти. До этого мы писали об этом прогнозе в общих чертах и обещали разобрать подробнее.

Прогноз показателей денежно-кредитной политики

В среднесрочном периоде прогнозируется рост по депозитам до 53,5 трлн тенге в 2027 году, чему будут способствовать рост экономики, восстановление деловой активности и соответствующий рост доходов населения. Рост депозитной базы, как источник фондирования, будет поддерживать кредитование экономики, чему также будет способствовать увеличение спроса со стороны населения и бизнеса на фоне роста экономики и доходов населения. Среднегодовые темпы роста кредитования БВУ на прогнозируемый период ожидаются на уровне 11,1%, в номинальном выражении вырастут до 34,2 трлн тенге к 2027 году.

В соответствии со Стратегией денежно-кредитной политики до 2030 года установлен целевой ориентир инфляции 4-6% в 2023 году, 4-5% в 2024 году, с последующим снижением до 3-4% в 2025-2027 годах.

Прогноз показателей платежного баланса

Экспорт товаров вырастит с 75,1 млрд долларов США в 2023 году до 83,2 млрд долларов США в 2027 году. В среднесрочной перспективе рост экспорта товаров в большей степени будет обеспечен за счет увеличения объемов добычи нефти. Не нефтяной экспорт товаров будет расти умеренно вследствие реализации целей Правительства по увеличению несырьевого экспорта.

В прогнозируемом периоде среднегодовой прирост импорта составит 5,3% и в номинальном выражении достигнет 52,2 млрд долларов США в 2027 году. Высокие уровни импорта будут поддерживаться стабильным спросом населения и бизнеса на зарубежные товары, фискальными расходами, а также реализацией инвестиционных проектов. При этом прогноз учитывает постепенное снижение зависимости от импорта вследствие имплементации мер государства по развитию отечественного производства товаров.

Прогноз показателей социальной сферы

Реализация государственной политики в сфере занятости будет способствовать созданию новых рабочих мест и повышению доходов работников предприятий через повышение их эффективности.

В среднесрочном периоде доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, снизится до 5,0%, прожиточный минимум увеличится до 45 485 тенге. Минимальный размер заработной платы сохранится на уровне 60 000 тенге, среднемесячная заработная плата одного работника повысится до 416 462 тенге. Минимальный размер пенсии повысится до 64 275 тенге. Минимальный размер базовой пенсионной выплаты к 2027 году увеличится до 24 562 тенге.

Основные направления экономической политики

На показатели социально-экономического развития влияет проводимая экономическая политика. Учитывая сложившуюся геоэкономическую ситуацию в мире, основные усилия будут направлены на выстраивание новой экономической модели. Для улучшения социально-экономического развития страны Главой государства в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы — прочная основа процветания страны» определены ключевые инициативы благополучия граждан и в Послании народу Казахстана от 16 марта 2022 года «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» объявлены системные реформы.

Макроэкономическая стабильность

Основой макроэкономической политики является проведение сбалансированной налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.

Бюджетная политика на среднесрочный период будет направлена на решение задач по обеспечению сбалансированности и сохранения устойчивости государственных финансов, не ограничивая при этом возможностей для стимулирования и поддержания роста экономики, выполнения социальных обязательств в полном объеме, создания условий для повышения качества человеческого капитала. В целях консолидации государственных финансов и снижения их зависимости от нефтяных поступлений продолжится реализация бюджетной политики, основанной на контрцикличном бюджетном правиле. Данное правило устанавливает прямое ограничение как на предельный уровень размера гарантированного трансферта из Национального фонда в республиканский бюджет, так и на темпы роста государственных расходов на уровне целевого долгосрочного экономического роста, увеличенного на долгосрочную цель по инфляции.

В целом, установленные правительством приоритеты в достижении ключевых национальных ориентиров соответствуют целям Стратегии Казахстана до 2050 года, Национальному плану развития РК до 2025 года.

Для достижения показателей Национального плана развития РК в заявленных значениях бюджетная политика будет формироваться исходя из постепенного снижения уровня не нефтяного дефицита относительно ВВП до 6,0% к 2025 году и поддержания уровня фискального дефицита бюджета не выше уровня 3% от ВВП в среднесрочном периоде. В свою очередь, первоочередность расходов будет определяться исходя из приоритетности целей и целевых индикаторов Национального плана развития РК. Повышение эффективности бюджетных расходов будет обеспечено через совершенствование используемых при планировании бюджета методов и инструментов. Введение оценки экономической отдачи расходов на субсидии и бюджетные инвестиции уже на стадии планирования будет способствовать выделению средств преимущественно на расходы с наибольшей отдачей на экономику в виде будущих бюджетных доходов, рабочих мест, частных инвестиций.

Политика межбюджетных отношений будет направлена на стимулирование самодостаточности регионов и снижение зависимости местных бюджетов от республиканских целевых трансфертов. В рамках реформирования межбюджетных отношений будут проработаны подходы по передаче отдельных видов налоговых поступлений на местный уровень, минимизации встречных трансфертов между республиканским и местными бюджетами.

Национальный Банк продолжит принятие мер, направленных на повышение прозрачности денежно-кредитной политики. Активная коммуникация будет включать разъяснение решений по базовой ставке и других мероприятий, способствующих достижению поставленных целей. В целях обеспечения стабильности финансового сектора будет продолжена работа по дальнейшему развитию риск-ориентированного надзора через совершенствование надзорного процесса по методологии SREP (Supervisory review and evaluation process), развитию приоритетных надзорных инструментов AQR и надзорного стресс-тестирования.

Улучшение качества корпоративного управления, бизнес-процессов по оценке и управлению рисками в банках (SREP), увеличение охвата и глубины оценки активов банков (AQR), включая ежегодную проверку качества ключевых активов банковской системы, и повышение устойчивости банков к вероятным стрессовым сценариям развития экономики (шокам) являются необходимыми элементами повышения доверия к банковскому сектору и финансовой устойчивости банков. С 2023 года предполагается введение индивидуальной надзорной надбавки на капитал для стимулирования банков к оперативному устранению выявленных недостатков, улучшению системы управления рисками и повышению качества внутреннего контроля.

Будет продолжено внедрение лучших международных практик в области финансового регулирования и обеспечения полноценного соответствия основным принципам и рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору, Международной ассоциации страховых надзоров (IAIS), Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO).

В рамках макропруденциальной политики Национального Банка в целях поддержания финансовой стабильности будет ежегодно проводиться работа по анализу, идентификации и отнесению финансовых институтов к списку системно значимых, значительно влияющих на устойчивость всей финансовой системы, и применению к ним соответствующих требований к достаточности собственного капитала.

В правительстве думают над тем, как стабилизировать цены на социально значимые продовольственные товары

В Жанаозене запустят программу реновации жилья