Министр национальной экономики Казахстана получил запрос из мажилиса республики. Депутаты в нём указывают, что в настоящее время в стране реализуется определенное количество государственных и негосударственных программ по поддержке сельского женского предпринимательства. Несмотря на это развитие женского предпринимательства до сих пор сталкивается с рядом проблемных аспектов, которые ограничивают его реализацию. Инструменты государственной поддержки и развития сельского женского предпринимательства так и не созданы. Существующий значительный потенциал женского предпринимательства в сельской местности подтверждается следующим анализом статистических данных.
«По состоянию на 1 января 2024 года в сельской местности проживает 3 миллиона 800 тысяч женщин или 49,2% от всего сельского населения это также 36,4% от всего женского населения страны. Как показывают результаты социологического опроса, более 43% сельских женщин изъявляют желание заниматься предпринимательством. События этих дней, связанные с паводками в стране, ещё раз показали стойкий характер казахстанских женщин, особенно в сельских местностях. Женщины, у кого есть мало-мальский бизнес, открывали ночью свои магазины и бесплатно раздавали мешки для засыпки песка, рабочий инвентарь, организовывали питание для населения, работников ЧС. Очень много женщин плечом к плечу, наравне с мужским населением помогали в нелёгкой физической работе. К сожалению, на подобные стихийные явления сложно влиять. Они будут, так же как экономические катаклизмы, нестабильность. И здесь важно максимально обеспечить финансово-экономическую устойчивость, самостоятельность женского населения. Как показывает практика встреч с населением в регионах, интерес к предпринимательству проявляют именно женщины. В заброшенных, порой депрессивных аулах именно женщины говорят о необходимости расширения для них инструментов государственной поддержки для ведения предпринимательской деятельности. Они готовы создавать свой бизнес, зарабатывать для своей семьи. Причём они также говорят о желании и готовности обучаться финансовой и предпринимательской грамотности», — уверены парламентарии.
По данным министерства национальной экономики с момента реализации программы с 2010 года по настоящее время просубсидировано около 100 000 проектов, но из них только 6% поддержано по женскому предпринимательству в сельской местности. Выделены средства в рамках договора с ЕБРР, реализуются единичные негосударственные проекты, но это капля в море.
«Суммы этих грантов к сожалению, небольшие, и их недостаточно для достижения устойчивого предпринимательского результата. А вот, обучить бы женщин! Ведь важнее не накормить один раз рыбкой, а дать удочку, и создать возможность для постоянного заработка. Устойчивого долгосрочного результата нет потому что выделенного кредитования хватает только для старта. Также саму систему выдачи кредита иначе как кабальной не назовешь. Не учтены особенности сельского положения. Чтобы претендовать на кредитование и обеспечить залоговое имущество сельским женщинам-предпринимателям приходится выклянчивать имущество у городских родственников поскольку имеющуюся в сельской местности недвижимость и домашний скот под залоговое имущество банки по понятным не принимают. Президент страны сказал о необходимости создания сельхозкооперации, ведь это замечательная подсказка где продумана вся линейка от создания продукта до маркетинга и реализации! Вот где нужно поработать, причём уже с внедрением возможностей искусственного интеллекта», — пишут народные избранники.
В этой связи, депутаты фракции «Ауыл» предлагают следующие меры по решению данной проблемы.
- Министерству национальной экономики во взаимодействии с министерством сельского хозяйства и местными исполнительными органами разработать новые комплексные программы по поддержке сельского женского предпринимательства.
- Обеспечить сельским женщинам доступ к государственным ресурсам и услугам
- Разработать для сельских женщин – предпринимателей новые механизмы государственной поддержки в виде долгосрочных кредитов, субсидий, грантов и субвенций.