в

Стройка века: мост через Бухтарминское водохранилище соединил его берега

Самая масштабная стройка Восточного Казахстана, и один из самых грандиозных объектов дорожной инфраструктуры страны близятся к завершению. Мост через Бухтарминское водохранилище соединил два берега крупнейшего искусственного водоёма, а это означает, что уже совсем скоро расстояние, которое раньше приходилось преодолевать часами, можно будет проехать ровно за четыре минуты. И это поистине историческое событие для жителей сразу четырех районов ВКО, ставшее возможным благодаря инициативе главы государства и поддержке правительства РК. В сентябре 2019 года на своей странице в соцсети «X» президент РК Касым-Жомарт Токаев поручил выделить средства на строительство моста через Бухтарминское водохранилище, что вызвало огромный позитивный отклик среди населения. И в сложное постпандемийное время — в начале 2021 года в ВКО приступили к реализации проекта.

Не будет преувеличением, если сказать, что мостовую переправу жители ждали больше 50 лет. Это в буквальном смысле несколько поколений людей, для которых было только три способа добраться от берега до берега Бухтарминского водохранилища — паром, переезд по льду и объезд длиной в 570 километров для легковых автомобилей и 750 — для грузовых. Мост стал символом сбывшейся мечты для всех тех, кто зависел от паромной переправы. Очевидно, что это уникальное для Казахстана инженерное сооружение даст максимально возможный мультипликативный эффект. И в первую очередь это касается социально-экономического развития региона. Не нужно быть экономистом или математиком, чтобы понимать, что мост напрямую повлияет на вопрос ценообразования, ведь раньше в стоимость всех товаров закладывались расходы на перевозку паромом. Теперь в этом нет необходимости. В одном только Курчумском районе неоднократно фиксировались перебои с поставками угля, бензина, пищевой и хозяйственной продукции, поскольку паромы ломались, вставали на ремонт, а в период становления льда и вовсе закрывалось движение через Бухтарминское водохранилище. Мост решает все эти проблемы, а, кроме того, сокращает бюджетные расходы на содержание паромной переправы.

Бухтарминское водохранилище входит в пятерку самых крупных в мире, и, безусловно, для Восточного Казахстана это большой туристический кластер, который необходимо развивать и далее. По последним данным, побережье в сезон посещает более 15 тысяч туристов, с открытием моста их станет в разы больше, поскольку люди будут открывать для себя другой берег, а это в свою очередь откроет перспективы для развития малого и среднего бизнеса. Ведь для туристической инфраструктуры будут необходимы базы отдыха, кафе и АЗС и многое другое. Мост свяжет в логистическую цепочку несколько районов и позволит создавать уникальные туристические продукты и маршруты.

Мост через Бухтарминское водохранилище уже на этапе стал самым длинным в Восточном Казахстане, его протяженность составляет 1316 метров. Строители преодолели сложности рельефа, погодные и климатические условия, глубину и твердость скального грунта. Для того чтобы сделать переправу безопасной, приходилось бурить на глубину до 40 метров, из которых 14 — это камень. Чтобы строительство не останавливалось фактически ни днём не ночью, на площадке был развернут вахтовый городок и построены бетонные заводы и технологичный мост. Для возведения переправы использовались сверхпрочные современные материалы, которым не страшны условия резко континентального климата Восточного Казахстана. Дополнительно, учитывая суровые зимы, на каждой из опор будут установлены ледорубы. К слову, мост никак не повлияет на судоходство на водохранилище.

Грандиозная стройка находится на постоянном контроле акима области. Ермек Кошербаев в курсе всех этапов строительства и проблемных вопросов — мост включили в список республиканских проектов, выделили недостающее финансирование, и он не превратился в долгострой. А это могло произойти в связи со стремительным удорожанием металла и других материалов. Но все без исключения понимали ответственность за масштабный проект, который изменит жизнь Тарбагатайского, Курчумского, Зайсанского районов и вновь созданного района Маркаколь, ведь добраться до одноимённого озера станет в разы проще. После завершения проекта жители этих районов больше не будут отрезаны от остальной части региона и смогут налаживать экономические отношения.

Пропускная способность моста через Бухтарминское водохранилище — 20 тысяч автомобилей в сутки. Но гораздо важнее его эффективность и влияние на экономику, логистику и уровень социального благополучия населения. 1316 метров — это простая цифра, но за ней стоит огромный шаг в развитии сразу нескольких районов, а значит и Восточного Казахстана в целом. И поэтому то, что сегодня мост соединил два берега, можно смело назвать историческим событием.

 

В организцию медико-социальной помощи в области психического здоровья внесут изменения

В ВКО один из самых высоких уровней прожиточного минимума