в

В Усть-Каменогорске могут принять программу по управлению коммунальными отходами по городу на ближайшие пять лет

Соответствующий проект от отдела ЖКХ областного центра разместили в базе нормативно-правовых актов. Разработчиком указано ТОО «Центр «Содействие устойчивому развитию РК».

До конца 2027 года планируется провести модернизацию инфраструктуры по управлению коммунальными отходами, ввести раздельный сбор мусора, развить систему переработки и утилизации коммунальных отходов, обеспечить безопасное захоронение коммунальных отходов, повысить осведомлённость общественности по управлению отходами и заодно улучшить административное управление коммунальными отходами в городе.

Разработчики уверены в том, что реализация этой программы приведет к совершенствованию системы управления коммунальными отходами в Усть-Каменогорске. В частности, к развитию системы раздельного сбора, транспортировки, переработки коммунальных отходов, повышению доли утилизации и переработки отходов, уменьшению объемов отходов, направляемых на захоронение, повышению осведомленности населения по обращению отходами.

Также она поспособствует минимизации негативного влияния коммунальных отходов на окружающую среду в городе и Восточно-Казахстанской области, достижению национальных показателей Республики Казахстан в сфере управления коммунальными отходами.

По данным министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК, ежегодно в Казахстане образуется 4,5-5 млн. твердых бытовых отходов. Сбор и вывоз коммунальных отходов, по данным Бюро национальной статистики, ежегодно составляет 3,5-4,0 млн. тонн.

За 2021 год услугами по сбору и вывозу ТБО по всей республике обеспечены 82% населения, по Восточно-Казахстанской области — 59 %. По информации отдела ЖКХ, охват населения сбором и вывозом ТБО в г. Усть-Каменогорск на 2021 год составляет примерно 65%.

При этом, по данным статистики, в Усть-Каменогорске образуется 66000-67000 тонн коммунальных отходов в год.

Источниками образования коммунальных отходов являются частные домохозяйства, многоквартирные дома, офисные здания, коммерческие предприятия, бизнес-центры, промышленные предприятия и общественные организации, государственные учреждения, детские сады, школы, больницы, субъекты сельского хозяйства, торговые учреждения, рынки, базары и другие места образования коммунальных отходов.

Основная доля образования отходов приходится на отходы домашних хозяйств — 77%, 18% составляют отходы производства (приравненные к бытовым), 2% — мусор, собранный с улиц, 0,03% — рыночные отходы.

Утверждается, что в Усть-Каменогорске зарегистрировано 10980 предприятий. И более 7500 из них не охвачены услугами по сбору и вывозу ТБО или пользуются услугами компаний, которые не соответствуют требованиям законодательства, не сдают отчеты — то есть фиктивных.

Низкий охват сбором и вывозом приводит к несанкционированным свалкам в городе. Всего по городу 490 контейнерных площадок. Контейнеры принадлежат субъектам предпринимательства, осуществляющие сбор и вывоз коммунальных отходов, ТОО «ОскеменСпецКоммунТранс», ТОО «Оскемен-Тазалык».

Ремонт, замену, закуп контейнеров и другой необходимой инфраструктуры специализированные компании осуществляют за счет собственных средств.

На сегодняшний день, по информации от данных субъектов, 40% контейнерного парка требует обновления. При этом порядка 140 тысяч горожан вообще не охвачены услугами по вывозу ТБР, а 20 процентов из 209 охваченных тысяч не платят за вывоз мусора.

 Для модернизации системы сбора и транспортировки коммунальных отходов необходимо выполнение следующих мероприятий:

  1. Инвентаризация всех контейнерных площадок. Определение потребности в ремонте контейнерных площадок, замене и доукомплектовании контейнерами.
  2. Доукомплектование парка контейнеров, обновление парка мусоровозов для обеспечения своевременного вывоза ТБО.
  3. Наличие на всех мусоровозах спутниковых навигационных систем. Обеспечение доступа для МИО к спутниковым навигационным системам МВО.
  4. Заключение публичных договоров с населением на услуги по сбору и транспортировке ТБО.
  5. Повышение охвата сбором и транспортировкой ТБО у юридических лиц.

Для внедрения системы раздельного сбора необходимо выполнение следующих мер:

  1. Обеспечения установки контейнеров для раздельного сбора сухой фракции ТБО на всех КП и обеспечения раздельного вывоза вторичного сырья.
  2. Организация системы сбора и восстановления опасных составляющих коммунальных отходов.
  3. Организация специальных мест и определения специализированной компании для транспортировки КГО и строительных отходов, образующихся у населения.

Для развития системы переработки и утилизации коммунальных отходов будут выполнены следующие мероприятия:

  1. Проведение исследований по морфологическому составу коммунальных отходов
  2. Усиление взаимодействия МИО со специализированными предприятиями по восстановлению отходов.
  3. Анализ существующих технологии по переработке пищевых, крупногабаритных и строительных отходов. Проработка вопроса сжигания не перерабатываемой фракции ТБО на цементных заводах

Для улучшения административного управления коммунальными отходами в городе предлагаются следующие меры:

  1. Определение через тендеры субъектов по сбору и транспортировке ТБО и установление требований согласно экологическому законодательству.
  2. Распределение города на оптимальные участки и установление порядка оказания услуг субъектами по сбору и транспортировке ТБО.
  3. Предоставление доступа к сведениям о регистрации населения для МВО без передачи персональных данных
  4. Создание единого расчетно-финансового центра для всех коммунальных услуг.
  5. Своевременный и экономически обоснованный пересмотр, индексация тарифов на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО

В правительстве страны думают внедрить детские SIM-карты и ограничить доступ несовершеннолетних к соцсетям

2,8 млн детей будут охвачены летним отдыхом и оздоровлением в текущем году