Соответствующий запрос отправлен заместителю премьер-министра страны Алтаю Кульгинову от депутатов фракции «Народная партия Казахстана».
Мажилисмены считают, что гарантированный объем бесплатной медицинской помощи включает профилактические, диагностические и лечебные медицинские услуги, а также лекарственную помощь, финансируется путем выделения средств из республиканского и местного бюджета. В 2023 году на финансирование медицинской помощи населению предусмотрено более 2,5 трлн. тенге, в том числе по ГОБМП – 1,4 трлн., по ОСМС – более 1 трлн. тенге.
«Стоит отметить, что значительный рост финансирования здравоохранения за счет ОСМС позволил улучшить доступность медицинской помощи. Однако, на сегодняшний день существуют сложности с включением инновационных препаратов в «льготные» списки в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. Например, сегодня инновационные препараты должны пройти поэтапный процесс включения в списки, а именно:
- процесс регистрации препарата 1-2 года;
- включение в клинические протоколы 1 год;
- казахстанский национальный лекарственный формуляр — 1 год;
- регистрация цены — 1 год;
- включение в список единого дистрибьютора и амбулаторного лекарственного обеспечения 2-3 года.
Таким образом, процесс полного выхода препаратов на рынок и возмещения расходов со стороны государства на пациентов занимает около 5- 7 лет», — уверены мажилисмены.
Также, по их данным, есть проблема с нерегламентированной периодичностью утверждения части списков и прозрачностью работы Формулярной комиссии. Отсутствие сроков вывода препаратов на рынок делает его не привлекательным для инвестиций, и, что еще более важно, пациенты не имеют возможность получать терапию вовремя по зарегистрированным препаратам.
Новые технологии, получившие одобрение в Европе и США, становятся доступными в Казахстане со значительной задержкой, что влияет на качество предоставляемых медицинских услуг.
«Для решения вопроса своевременного доступа к инновационным препаратам необходимо одномоментно, без разделения на многие этапы объединить приказы, ввести единую заявку на рассмотрение препаратов для включения в перечень закупа, регламентировать сроки рассмотрения заключений Национального научного центра развития здравоохранения на Формулярной комиссии. В конце концов, Министерству здравоохранения с помощью Министерства цифровизации следует оцифровать процесс от «А» до «Я», исключить человеческий фактор и сократить время получения пациентами инновационной терапии до 2-х лет, а не как сегодня 5-6 лет», — резюмируют народные избранники.