Всемирный банк опубликовал прогнозный доклад по Казахстану, в котором экономическое будущее страны увязывается с неотложной необходимостью усилить налоговую нагрузку на казахстанцев.
Так, по мнению экспертов Всемирного банка, за последнее десятилетие Казахстан из экономики с относительно высокими налогами стал экономикой с низкими налогами, что усугублялось переменчивой политикой и неравномерным экономическим ростом. Переход от экономики с относительно высокими налогами к экономике с режимом низких налогов за последнее десятилетие привел к размыванию доходной базы. В то время как странам с развитой экономикой удалось стабилизировать налоговые поступления во время пандемии COVID-19, фискальная уязвимость Казахстана стала очевидной, а уровни налоговых поступлений еще больше отклонились от международных норм.
Налоговые поступления ниже, чем в странах, к уровню которых стремится Казахстан, и в странах с аналогичной структурой, что подчеркивает настоятельную необходимость реформ в области мобилизации доходов для ликвидации растущего фискального разрыва, считают эксперты.
Ориентированность Казахстана в прошлом на щедрые налоговые льготы для бизнеса не привела к желаемому росту производительности и сложности экономики. Напротив, эти стимулы с большой вероятностью усугубили неравенство доходов, а общий рост замаскировал неравномерное распределение благ, особенно для домохозяйств с низким уровнем дохода, — сказано в докладе.
В банке отмечают, что в настоящее время разрабатывается новый Налоговый кодекс, призванный увеличить доходы для удовлетворения растущих потребностей в расходах в среднесрочной перспективе. Предлагаемые реформы включают повышение налогов на добывающий и финансовый секторы, увеличение налогов на предметы роскоши и потенциальное повышение ставки НДС, которое ранее откладывалось.
Важнейшей задачей является создание системы, в которой граждане и бизнес активно участвуют в формировании государственных финансов путем справедливого и прозрачного налогообложения, а в ответ могут рассчитывать на высококачественные государственные услуги, инфраструктуру и социальную защиту, — считают во Всемирном банке.
Поступления от уплаты индивидуального подоходного налога являются одними из самых низких в мире и неуклонно снижаются на протяжении последнего десятилетия, что свидетельствует о значительных пробелах в мобилизации доходов, уверены эксперты.
Система налогообложения дохода с капитала характеризуется многочисленными исключениями, которые снижают ее доходный потенциал и уменьшают справедливость.
В частности, рекомендации банка в том, что повышение уровня соблюдения существующего ежегодного периодического налога на имущество, а также введение налога на активы в отношении элитной недвижимости или транспортных средств, может приблизить налог на богатство и повысить общую справедливость налоговой системы.
А для дальнейшей оптимизации налогообложения можно ввести единую 10% ставку налога на все виды доходов с капитала, включая проценты, дивиденды и прирост капитала, независимо от их источника. Со временем эту единую ставку налога на доход с капитала можно будет постепенно повышать, дополняя переход к прогрессивной структуре ИПН с более высокими предельными ставками.
Рекомендуется также избавиться от слишком большого количества налоговых льгот. А в отношении налога на добавленную стоимость рекомендовано сократить количество льгот преференций, повысить ставку НДС (сейчас это 12%), обязательно понизить порог постановки на учет по НДС (а то малые и средние предприятия исключены из обязательств по оплате этого налога).
Именно по такому пути в фискальной политике и намерен идти Казахстан, как это следует из реформы налоговой системы и заявлений чиновников высшего уровня.