В течение последних трех лет в стране отмечается стабильно высокий уровень подростковой преступности (в 2022 г. – 1 735, рост на 13,5%, в 2023 г. – 1 925, рост на 11%, 9 мес. т.г. – 1 267). Генеральная прокуратура РК выявила системные недостатки механизмов защиты прав детей – отсутствие работы с «трудными детьми», неэффективность системы вечерних и спецшкол, психологов, органов опеки, слабая работа в сфере профилактики многочисленных подведомственных организаций.
По требованию генеральной прокуратуры министерство просвещения начало работу по модернизации института специальных организаций образования и организаций образования с особым режимом содержания, а также разработке комплексной программы реабилитации детей с девиантным поведением. Всего функционирует пять таких учреждений (Алматы, Абай, ВКО, Жамбыл, Мангистау), где ежегодно пребывает 300 «трудных» подростков в возрасте от 11 до 18 лет со всей страны.
Между тем, по мнению надзорного органа, превентивный эффект данных организаций переоценен, свидетельством тому служат частые побеги воспитанников, попытки суицида, а также повторные правонарушения, в т.ч. в стенах учреждений. К примеру, ученик 10 класса спецшколы-интернат Серебрянска ВКО «К» длительное время оказывал психологическое давление на других учащихся, склонял к совершению побега, а также угрожая расправой нанес трем воспитанникам татуировки с адресом своей страницы в Instagram.
Наряду со слабым профилактическим компонентом, ненадлежащим материально-техническим и кадровым обеспечением спецшкол установлено, что они оказывают существенную нагрузку на бюджет.
Аналогичные проблемы и с вечерними школами, которые отошли от основного назначения – обучения работающей молодежи, превратившись в учреждения для девиантных детей. В стране функционирует 63 вечерних школы, более половина контингента приходится на несовершеннолетних (4300). Прокурорский анализ показал, что в регионах все еще не изжита практика принудительного переводаучащихся с плохой успеваемостью и имеющих конфликт с законом в вечерние школы, деятельность которых сопровождается слабым материально-техническим оснащением, неукомплектованностьюпедагогического состава, отсутствием профилактической работы.
Внедрение качественно новой модели реабилитации и социализации детей с девиантным поведением будет способствовать их плавному вовлечению в нормальный жизненный процесс и восстановлению нарушенных связей с семьей и обществом.