в

Депутаты возмущены нестабильностью работы гопортала «eQurylys»

По утверждению ряда депутатов мажилиса страны отдельные государственные органы, прикрываясь благими намерениями продолжают создавать искусственные монополии, путем принятия внутриведомственных решений. В запросе на имя премьера они пишут, что в адрес депутатов парламента поступают обращения субъектов строительного рынка, с просьбой разобраться в вопросе правомерности взимания платы за пользование порталом «eQurylys». Из обращений субъектов строительного рынка следует, что данный государственный портал в настоящее время не работает стабильно и это функционирование со сбоями происходит бесконтрольно со стороны государственных уполномоченных органов, что создает множество проблем субъектам строительной отрасли. Кроме того, пользователи ИС «eQurylys» возмущены необходимостью платить и немало какой-то частной компании за предоставление в данную систему информации, являющейся частью государственной регуляторной политики. Тогда как предоставление подобной информации в иных информационных системах для государственных нужд является абсолютно бесплатной (к примеру, ИС «Е-Енбек», в которую без какой-либо оплаты субъекты предпринимательства предоставляют отчеты по труду, данные по несчастным случаям, информационная система налоговых органов и тд.).

«Из открытых источников следует, что портал был разработан по инициативе частной компании, затем безвозмездно передан на баланс государства, которое в свою очередь передало его в доверительное управление квазигосударственному предприятию АО «КазНИИСА». На первый взгляд инициатива бизнеса (разработало и передало государству указанную ИС «eQurylys» — ТОО «Digicon») выглядит благородной, а действия государственных органов обоснованными и законными. Однако же на практике ситуация обстоит противоположным образом. 5 апреля 2023 года в Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» были внесены дополнения. Теперь согласно пунктам 3, 4 статьи 68-1 Закона субъекты строительной отрасли обязаны применять государственные информационные системы. При этом порядок применения систем определяется решениями министерства промышленности и строительства Республики. В реализацию данной нормы Закона уполномоченным органом были внесены изменения в 3 подзаконных акта и 1 государственный норматив. По новым правилам ведение исполнительной технической документации осуществляется только в электронной форме через портал «eQurylys». Оплата органами казначейства осуществляется исключительно на основании документов, загруженных на портал. В иных случаях, результат деятельности признается недействительным», — уверены депутаты.

Парламентарии отмечают, что при разработке портала ТОО «Digicon» передало государству платформу (шину), однако для ее полноценного функционирования также необходим отдельный сервис (информационная система нижнего уровня), позволяющий загружать документацию на портал. Но по понятным причинам он не был передан государству и остается собственности частного предприятия. Таким образом, основная часть продукта продолжает находиться в частной собственности и всем субъектам строительного рынка необходимо пользоваться услугами не государства, а частной компании — ТОО «Digicon». Все они зависят от данной компании и вынуждены платить ей монопольную ренту, все это благодаря решениям государственного органа. Кроме того, не стоит забывать о коммерческой деятельности подведомственной организации МПС — АО «КазНИИСА», которое в качестве доверительного управляющего теперь также вправе взыскивать оплату с государственного органа либо с пользователей портала.

«Если останавливаться на предполагаемых доходах, то в соответствии с ценовым предложением ТОО «Digicon» за объект строительства стоимостью до 1 млрд. тенге участники рынка должны платить по 50 тысяч тенге ежемесячно, за объект стоимостью от 1 до 5 млрд – 75 тысяч, до 10 млрд – 100 тысяч тенге. При этом, по информации Бюро национальной статистики, по итогам 2023 года в эксплуатацию было введено 38 816 объектов. Соответственно, даже по самому низкому тарифу за год доход конечных бенефициаров составит 1,9 млрд тенге. В целом, практика упразднения подобных частных монополий уже имелась в правительстве. К примеру, получателям субсидий в сфере АПК приходилось оплачивать абонентскую плату владельцам частной информационной платформы «QOLDAU». Но после общественного резонанса государственные органы вмешались и была разработана государственная информационная система. Считаем, что в данном случае необходимо поступить схожим образом», — пишут они.

В мажилисе предложили усилить персональную ответственность за подготовку к отопительному сезону

Мажилисмены хотят организовать пост-таможенные проверки крупных налогоплательщиков за пять лет