Олжас Бектенов получил запрос из парламента. Члены фракции партии ОСДП, анализируя некоторые подзаконные акты в сфере управления государственным имуществом, пришли к некоторым интересным выводам. Они взяли правила передачи государственного имущества в доверительное управление и типового договора доверительного управления государственным имуществом.
В Правилах предусмотрены несколько путей передачи в доверительное управление. Первый способ — предоставление объекта в доверительное управление без проведения тендера, которое осуществляется на основании заявления на предоставление объекта в доверительное управление. Заявление оформляется в произвольной форме. Передача без проведения тендера в правилах предусмотрены по 17 пунктам, в числе которых: передачи газопроводов и объектов электро-энергоснабжения; передачи государственных информационных систем; передачи объектов культуры в виде комплексов, включающих здания, сооружения, оборудования и иное имущество, созданных для развития оперного и балетного искусства, общей площадью не менее 40 000 квадратных метров и другие.
«Как это понять, без тендера? Под кого это «заточено»? Второй способ – открытый тендер, и третий способ — это закрытый тендер. Участие в закрытом тендере принимает ограниченный круг участников, определяемый тендерной комиссией на основании предложений заинтересованных государственных органов. Значит госорган пишет письмо и указывает одно ТОО, которое «достоин» участвовать в закрытом тендере на его субъективный взгляд, и эта компания участвует в закрытом тендере?! Да и не это главное, тут надо ставить вопрос о том, кто определяет условия передачи объекта в доверительное управление и источник возмещения расходов доверительного управляющего. А определяет тендерная комиссия, в состав которой включаются представители учредителя, органа управления, и (или) представительных органов и других государственных органов, и их территориальных подразделений, НПП и региональных палат предпринимателей (в Комиссии при местных исполнительных органах либо аппаратах акима города районного значения, села, поселка, сельского округа), местных сообществ и иных организаций. Одно слово, «ИЛИ» дает право Миннацэкономики не включать в состав тендерной комиссии представительные и государственные органы, НПП, местные сообщества и иные организации», — возмущаются депутаты.
Парламентарии требуют пересмотреть Правила передачи государственного имущества в доверительное управление и Типового договора доверительного управления государственным имуществом и придерживаться следующих принципов: передача в доверительное управление государственных объектов, должна исключать появление частных монополистов, передача должна исключить нагрузку на госбюджет, иметь конкретную экономическую отдачу.
Смысл должен заключаться в повышении эффективности имущества и увеличении вклада в национальную экономику и социальную сферу общества.