Разработка проекта строительного кодекса РК началась в начале 2023 года согласно поручению Президента Республики Казахстан. Идейно предполагалась работа над глобальным и очень амбициозным проектом, который бы концептуально отличался от всех до ныне действующих и принятых законов.
«Сама подача проекта кодекса была невероятно хороша. Вместе с тем следует учесть одно звонкое «но» — содержание презентации не совсем соответствуют фактическому исполнению. Поэтому человек, неискушённый в вопросах строительной индустрии и незнакомый с актуальными её проблемами, воспримет презентованный проект как хорошо подготовленный, идеально выверенный документ. И хоть НПП «Атамекен» в целом поддерживает изложенные в презентации МПС приоритетные направления, подходы, формы и меры регулирования строительной отрасли, следует объективно признать — Проект Кодекса представляет из себя в большей степени конгломерат действующих НПА и законов, частично и цельно слитых в единый документ и поданный под соусом новшества и инноваций. К сожалению, содержание и подача кодекса не изменились в главном — в концепции», — говорит председатель комитета строительства и ЖКХ президиума НПП «Атамекен» Ирина Манжанова.
Как поясняет эксперт, сейчас проект фактически представляет из себя расширенный дубликат законов, которыми строительная отрасль пользуется в настоящий момент.
Отдельного рассмотрения стоят предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта. Согласно видению МПС, как было презентовано Правительству, утверждение Проекта Кодекса в первую очередь повлияет на установление стабильного регулирования отношений в области архитектуры, градостроительства и строительства. Но, во-первых, такого эффекта оказано на индустрию не будет, в силу отсутствия в Проекте всяких качественных изменений действующих норм, а, во-вторых, Проект Кодекса называется «строительным» не просто так. В данном документе, к сожалению, не учитываются проблемы именно архитектуры и градостроительства — а эти вопросы весьма обширны и при этом в нашей стране они практически никем и никак не регулируются.
Стоит остановиться и на поданном при презентации Проекта тезисе, что Кодекс станет точкой установления баланса интересов государства, инвесторов, застройщиков и населения.
«Якобы созданный документ представляет из себя столп надёжности для равносильной триады «население—государство—бизнес». Однако, опять же, данное утверждение можно воспринимать только скептически, учитывая, что ничего существенно нового и критически важного, помимо уже действующих норм, в Кодекс добавлено не было. С великим сомнением и разумной долей скептицизма следует также отнестись к утверждению, что будет наблюдаться повышение инвестиционной привлекательности отрасли. Инвестиционная привлекательность — это обширное, многогранное понятие, которое, в основном, складывается из соотношения уровня риска, уровня доходности и стоимости финансовых ресурсов в той или иной стране, регионе или отрасли для инвесторов. Принятие или непринятие Кодекса никак не повлияет ни на рыночную стабильность отрасли, ни на экономические флуктуации внутри страны», — считают эксперты отрасли.
Вопреки тому, что предполагаемый функционал Кодекса должен был выполнять роль уравнивающего медиатора среди участников масштабного строительного рынка, инструментарий Проекта неприкрыто монополизирует в пользу государства рынок экспертизы строительных проектов. То есть весьма лицемерным в данном контексте звучит и утверждение, что Проект Кодекса обеспечивает равноправие и конкурентное равновесие среди участников торгово-экономических отношений строительной индустрии.
Таким образом, резюмируя всё вышесказанное, можно сделать короткий итог — предложенный проект кодекса de facto является не концептуальной переработкой существующих законов и норм, а их расширенным сводом, не содержащих в себе принципиально новых, креативных и современных решений существующих отраслевых проблем.
В министерстве промышленности и строительства РК с такими утверждениями в корне не согласны. На официальном сайте ведомства размещена информация о том, что опубликованный НПП «Атамекен» пресс-релиз о некачественной разработке проекта строительного кодекса РК не соответствует действительности.
В министерстве отмечают, что в проекте строительного кодекса предусмотрены следующие новшества: создание единого цифрового реестра с внедрением сертификации специалистов, проведение ревизии всех выданных разрешений, новая форма контроля за строительством «мера оперативного реагирования», установление ответственности лиц, принимающих решение по застройке на вверенной территории, общественный контроль при планировании и застройке территорий, внедрение информационного моделирования, особенности строительства в сейсмических зонах, внедрение механизма планового инспектирования и участие государства в приемке объектов в эксплуатацию, увеличение гарантийного срока и т.д.
Все указанные новые подходы направлены на формирование полноценной среды обитания и жизнедеятельности человека и устойчивое развитие населенных пунктов. Следовательно, проект строительного кодекса как раз таки отвечает требованиям времени и потребностям отрасли, считают в Минпроме.
В министерстве также говорят о том, что НПП «Атамекен» принимала непосредственное участие в разработке и обсуждении кодекса, и вот как раз они не внесли никаких дельных предложений.
В рамках разработки законопроекта проведены более 40 встреч с крупными представителями бизнес-ассоциаций, высших и средних учебных заведений, в том числе на площадке НПП РК «Атамекен». Кроме того, в мае-июне 2023 года организованы выездные встречи во всех регионах республики, где были обсуждены проблемные вопросы и предложения, которые были учтены при разработке Строительного кодекса. В феврале и октябре текущего года в городах Астана и Алматы проведены международные конференции и Казахстанский форум строительной отрасли, посвященный основным положениям Строительного кодекса. В конце апреля 2023 года первый проект Строительного кодекса был размещен на официальном интернет-ресурсе Министерства. В конце августа был подготовлен доработанный проект Строительного кодекса с учетом предложений и замечаний от заинтересованных сторон и опубликован на портале «Открытые НПА» для обсуждения. В ходе процедуры согласования были учтены все обоснованные предложения и замечания заинтересованных государственных органов. НПП «Атамекен» предоставила предложения и замечания к проекту Строительного кодекса в виде сравнительной таблицы, которая состоит из 108 позиций и приложила к своему отчету от 20 сентября 2023 года, из них: приняты – 34; частично приняты – 20; не приняты – 54.Необходимо отметить, что некоторые позиции не включают в себя каких-либо концептуально новых изменений и дополнений, предлагая лишь корректировки редакционного характера, — говорится в информации министерства промышленности и строительства РК.