В 2023 году Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка провело четвертое исследование основных показателей финансовой грамотности населения. Опрос проводился среди возрастных групп от 18 лет до 63 лет и старше в котором приняли участие три тысячи человек из трех городов республиканского значения и всех областей Казахстана.
Впервые за время проведения подобных исследований оценивалось поведение потребителей при оформлении потребительских кредитов и раскрытие полной информации со стороны менеджеров банка об условиях кредита и ответственности в случае наступления просрочки по займу.
В 2023 году индекс составил 40,5% — практически на уровне предыдущих лет.
Треть респондентов 30,2% самостоятельно принимают решения о распределении финансовых средств (характерно для категории 50-63 лет). 35,6% респондентов от 30 до 49 лет доверяет свои деньги родителям. Каждый пятый респондент делегирует супругу, и лишь 18,2% опрошенных ведут общий бюджет.
Наиболее важными аспектами финансовой жизни респонденты считают своевременную оплату счетов и рациональный подход к покупкам.
Почти каждый третий респондент брал в долг и воспользовался кредитом. При этом 12,5% респондентов прибегают к микрокредитам.
48,2% откладывают деньги. Динамика последних трех лет показывает, что количество граждан, способных формировать сбережения после уплаты ежемесячных обязательных трат, умеренно растет: для сравнения так делали 30,6% граждан в 2020 году, 31,4% – в 2021 году и 31,5% в прошлом году.
Мотивационный фактор приумножения своих сбережений характерен для 24,5%, которые собирают деньги на определенные покупки. Стабильность в аккумулировании финансовых средств отмечается у 16,3% населения.
Основными источниками знаний по финансам являются социальные сети (48,2%). Значительным ресурсом — бесплатные курсы (27%), которые популярны у молодежи 18-29 лет (29,8%) и у людей в возрасте 50-63 года (29,7%). При этом, результаты опроса показали, что люди реже готовы платить за подобные знания и ходить на курсы. Следует отметить, что чаще всего информация в социальных сетях и на бесплатных курсах является фрагментированной и базовой, напротив, локализованный материал в виде роликов на YouTube или специализированная литература меньше привлекает респондентов.