Условия применения промышленной сборки в странах ЕАЭС приняты решением Высшего Евразийского экономического совета в 2014 году, где от автопроизводителей требовалось освоить полный цикл производства не менее одной модели методом мелкоузловой сборки (CKD).
Полный пакет мер государственной поддержки в виде утилизационного сбора (с 2016 года), специального инвестиционного контракта (с 2017 года), освобождения от НДС (с 2018 года) действует в течение шести лет. До 2018 года крупные инвесторы отказывались входить на рынок Казахстана в качестве производителей.
С 2021 года согласно Закону РК «О промышленной политике» осуществлен переход на новый этап, в рамках которого произошло ужесточение требований и при заключении новых соглашений от отечественных производителей требуется запустить не менее двух моделей методом CKD, а в случае выпуска нескольких марок — освоить мелкоузловое производство по каждой производимой марке. Мощность оборудования по сварке и окраске кузова должна составлять не менее двадцати пяти тысяч в год, которая подтверждается технической экспертизой.
Развитие автомобильной промышленности продвигается согласно международному опыту. В Южной Корее первый этап развития автомобильной промышленности проходил в течение 20 лет с 1955 по 1975 годы. Сочетание мелкоузлового и крупноузлового производства также применяет и Республика Узбекистан, которая развивает автопром уже более 30 лет — с 1992 года. При этом, изготовление комплектующих требует высокой квалификации, в этой связи вопрос с подготовкой инженерных кадров оказался достаточно сложным.
Учитывая опыт партнеров, в Казахстане автопроизводителями проводится работа по расширению образовательной базы: создание инжинирингового центра, отраслевого центра профессиональных компетенций, организовано обучение на базе корпоративных университетов, внедрены системы дуального обучения, а также готовится инфраструктура для студентов и работников предприятий в виде строительства кампусов и общежитий. Срок подготовки высококвалифицированного специалиста в автопроме составляет не менее 6 лет (среднее специальное, высшее образование, практика и повышение квалификации).
Кроме того, на текущий момент прорабатываются изменения в законодательство в части введения новых дополнительных обязательств по поэтапному увеличению доли производства методом CKD до 50% от общего объема производства к 2027 году. Введение данного требования позволит создать условия для организации производства автокомпонентной базы.
В 2024 году планируется запуск комплекса заводов по производству автомобильных сидений, полиуретановых ковриков, подкрылков, брызговиков и мультимедийных систем в г. Алматы, а также на примере запущенного локализационного центра по производству компонентов для сельскохозяйственной техники в г. Костанай, планируется запуск двух локализационных центров для малого и среднего бизнеса по производству автокомпонентов в городах Костанай и Сарань, Карагандинская область, где планируется выпускать пластиковые детали, выхлопные системы, техно-сэндвичи и сидения.
Кроме того, в конце текущего года в г. Костанай готовится запуск чугунолитейного завода KamLitKZ мощностью 45 тыс. тонн отливок в год, где будут выпускаться блоки цилиндров и головки блоков цилиндров для двигателей грузовых автомобилей, а также литые балки мостов.
Заводом KamaTyresKZ в г. Сарань, Карагандинской области, мощность которого составляет 3,5 млн. единиц в год, проводится процедура регистрации товарных знаков, под которыми будут выпускаться казахстанские шины, а также сертификация на соответствие техническому регламенту ЕАЭС. Завершение всех процедур планируется в 1 квартале 2024 года.
В 3 квартале 2025 года будет KamLitKZ запустит производство главных передач ведущих мостов мощностью 75 тыс. единиц в год.
Требования, предъявляемые к производителям в части локализации транспортных средств и компонентов, смогли выдержать не все автопроизводители. Так, компании АО «Азия Авто», АО «Азия Авто Казахстан», АО «Саур» не выполнили свои обязательства, что повлекло расторжение соглашений о промышленной сборке.