Например, в Костанайской области с ноября прошлого года акимат отказывал предпринимателю в продлении срока договора аренды земли. Причина отказа оказалась формальной. Акимат указал о нарушении границ участка на 30 сантиметров. При этом замеры не проводил. Следует отметить, что бизнесмен пользовался участком на протяжении 20 лет и неоднократно продлевал аренду без замечаний. Лишь после вмешательства Антикоррупционной службы срок аренды был продлен.
Или в Карагандинской области предприниматель на протяжении 10 лет не мог получить техусловия на теплоснабжение кафе. Отказывали, ссылаясь на отсутствие мощностей. После запроса департамента ТОО «Теплотранзит Караганда» сообщило, что мощностей для подключения хватает и предпринимателю выдали техусловия. И таких примеров достаточно.
«Подобные примеры помогают нам понять, где больше всего коррупционных рисков, и где бизнес сталкивается с давлением и барьерами. Обобщив их, мы выходим на системные проблемы, затрагивающие не одного предпринимателя, а целые направления и сферы. В последующем принимаем меры по комплексному устранению таких системных коррупционных рисков. Например, во всех регионах акиматы выносили на рассмотрение земельных комиссий вопросы продления сроков аренды земли. Но это требование не предусмотрено законом. По сути, указанная процедура стала искусственным барьером для бизнеса. Тут сотрудники акиматов неправильно трактовали нормы действующего законодательства. Поэтому Агентство запросило в Комитете по управлению земельными ресурсами официальное разъяснение положений Земельного кодекса. Это разъяснение мы направили во все акиматы и полностью закрыли проблему», — сказал руководитель Службы превенции Агентства РК по противодействию коррупции Ахметжанов.
В пяти регионах страны (г. Шымкент, Жамбылская, Туркестанская, Костанайская и Мангистауская области) работники областных управлений образования под видом мониторинга фактически проверяли деятельность частных дошкольных учреждений. Справочно: Только за последние 3 года (2020-2022 гг.) проведено свыше 1,5 тысяч таких мониторингов.
В результате в г. Шымкент территориальным департаментом пресечены факты получения работниками городского управления образования на системной основе взяток от владельцев детских садов за то, чтобы их не проверяли.
Необходимо отметить, что такие проверки проводились некомпетентными лицами, без учета требований Предпринимательского кодекса и в обход действующего моратория.
«В своих рекомендациях мы обратили внимание руководство акиматов о серьезных коррупционных рисках в приказах руководителей управлений образования, которые давали право проводить подобные мониторинги.
В результате все эти приказы были отменены.
Еще один пример, в 7-и регионах страны (г. Астана, область Абай, ВКО, Кызылординская, Костанайская, Павлодарская области, г. Шымкент) управления образования рекомендовали предпринимателям, оказывающим услуги школьного питания, на платной основе размещать фото меню на портале ТОО «Kundelik». В результате 117 предпринимателей, которые обслуживают более 400 школ, оплатили данному ТОО почти 9 млн. тенге. По закону фото меню публикуется бесплатно на Интернет-ресурсе.
По нашей инициативе было организовано совещание с участием поставщиков услуг питания, представителей Министерства просвещения, столичного акимата и ТОО «Kundelik». Принято решение о размещении меню бесплатно. После этого совещания Министерство просвещения также направило письмо во все акиматы о недопущении взимания платы», — рассказал представитель ведомства.
Ряд системных проблем установили сотрудники Антикора в ходе анализа судебных актов. Так, в некоторых случаях предприниматели включаются в Реестр недобросовестных поставщиков госзакупок по формальным основаниям.
Включение в этот реестр препятствует бизнесу в дальнейшем участвовать в госзакупках. Последствия серьезные. Это и упущенная выгода, финансовые и временные издержки, затрачиваемые на судебные разбирательства. Например, самым распространенным основанием для включения в этот список является уклонение от заключения договора – порядка 60% (6773 из 11457 предпринимателей). Здесь портал автоматически вносит потенциального поставщика в Реестр при нарушении срока подписания договора (до 6 рабочих дней).