Практика повсеместного признания судом сделок недействительными вызвала возмущение депутатов мажилиса парламента РК.
«За два года количество подобных претензий надзорных органов к бизнесу возросло более чем в три раза, счёт идёт уже на тысячи предпринимателей, подвергшихся таким санкциям», — сказано в их запросе на имя министра финансов РК.
«Происходит доначисление НДС и КПН, штрафов и пеня за весь срок исковой давности, что нередко приводит успешно работающие предприятия к разорению», «самое возмутительное, что этот метод стал применяться нечистоплотными чиновниками не столько в целях пополнения бюджета, сколько в целях вымогательств и рейдерства», — говорится в запросе.
При этом, отмечают депутаты, защититься от такого решения практически невозможно, так как «фиктивной может быть признана сделка не самого предпринимателя, а контрагента контрагентов, через 5-7 звеньев, когда прошло несколько лет и все декларации сданы», — указывают они в документе.
«Основанием подачи такого иска налоговыми органами может стать не только несостоятельность поставщика, признание его регистрации недействительной или снятие его с учета по НДС, но даже низкий коэффициент налоговой нагрузки (КНН), который трактуется налоговыми органами как «доказательство» уклонения от уплаты налогов. Хотя данный коэффициент имеет исключительно статистическое значение и ни в коей мере не подменяет фактические материалы. Тем не менее, налоговики напротив, не принимают в расчёт выписанные счет-фактуры, накладные, документы об оплате и даже оплату налогов обеими сторонами; а суды в свою очередь удовлетворяют 95% таких исков налоговых органов в полном объеме», — беспокоятся депутаты.
«Системная опасность данной практики заключается в том, что вместо выявления мошенников, разоряется добросовестный бизнес, у которого не остаётся возможности защититься от такого беспредела», — говорится в запросе.
Депутаты указывают, что Верховный суд указал, что судам при рассмотрении исков о признании сделок недействительными следует учитывать «реализованное налогоплательщиком право получения информации о контрагентах на предмет благонадежности и добросовестности».
То есть, предпринимателям, помимо выпуска товаров и услуг, предлагают заниматься налоговыми проверками своих контрагентов, хотя это противоречит и закону, и их возможностям.
Но и при этом, никто не застрахован, что добросовестная сегодня компания через 3-5 лет не попадёт в список нарушителей, и тогда ко всем, кто имел с ней дело, будут применены санкции задним числом.
Кроме того, вместо защиты прав бизнеса появился лишь дополнительный вид проверки — теперь до подачи иска в суд налоговый орган обязан провести налоговую проверку для сбора доказательств своего иска. Однако налоговые органы не обладают полномочиями на проведение следствия и сбора доказательств фиктивности сделки; сам Налоговый кодекс не регламентирует процедуру сбора и оценки таких доказательств. А занимаясь этим, налоговые органы нарушают Налоговый кодекс и присваивают себе полномочия, относящиеся к правоохранительным органам.
«На наш взгляд, причиной данной проблемы является противоречие п.п10) п.1 ст.19 Налогового Кодекса, дающего налоговым органам право обращаться в гражданский суд с иском о недействительности сделки, — п.4 ст.1 ГК РК, согласно которого гражданское законодательство не применяется к налоговым отношениям», — говорится в запросе.
Депутаты предлагают отменить признание сделок недействительными по искам налоговых органов – «в целях сохранения нормального инвестиционного климата и предотвращения дальнейшего скатывания к репрессивной налоговой практике», уточняя, что борьба с фиктивными сделками должна реализовываться в административном либо уголовном порядке, когда происходит выявление лишь недобросовестных участников и гарантируется защита прав добросовестных контрагентов.