Проект изменений и дополнений в соответствующий Закон находится на обсуждении на портале нормативно-правовых актов.
В настоящее время 14 областей страны граничат с территориями Российской Федерации, Китайской Народной Республики, Узбекистана, Кыргызстана и Туркменистана.
На приграничных территориях расположено 65 районов с численностью населения 3,4 млн человек. Непосредственно в приграничной полосе на расстоянии до 50 км от государственной границы расположено 1 283 приграничных сельских населённых пунктов, в которых проживает 1,7 млн чел.
Из 1 283 приграничных СНП 213 являются опорными, 518 – спутниковыми, 216 – стратегическими.
Кроме того, в приграничных зонах расположено 9 малых городов с населением 220,7 тыс. чел. (Жаркент, Зайсан, Сарыагаш, Шардара, Шемонаиха, Мамлютка, Булаев, Жетысай, Житикара). При этом приграничные регионы Казахстана имеют разный уровень развития в сравнении с сопредельными регионами приграничных государств.
Регионы Казахстана, граничащие с Кыргызстаном и Узбекистаном, имеют сопоставимый либо превосходящий уровень жизни в сравнении с сопредельными регионами соседних стран.
Регионы Казахстана, граничащие с сопредельными регионами Российской Федерации, также имеют сопоставимый уровень жизни, либо незначительно уступают по показателям доходов населения и обеспеченности социальной инфраструктурой.
Однако приграничные районы Казахстана, граничащие с регионами КНР, значительно отстают от их уровня социально-экономического развития.
Демографическая ситуация в таких приграничных районах характеризуется сокращением численности населения. Плотность населения в приграничных с КНР районах ниже среднего по стране и составляет в среднем 5,2 человека на один кв. км (среднее по РК – 7).
Разработчики проекта указывают, что одной из главных причин депопуляции территории приграничных с КНР районов является упразднение в 1997 году отдельных приграничных районов и перенос районных центров вглубь территории страны, подальше от государственной границы.
Основными причинами миграционного оттока населения из приграничных территорий являются низкие доходы населения, высокий уровень безработицы, неудовлетворительный уровень качества жизни людей, слабая транспортная доступность, а также износ социальной и инженерно-дорожной инфраструктуры.
По итогам 2022 года отрицательное сальдо миграции отмечается в Восточно-Казахстанской, Туркестанской, Северо-Казахстанской и Алматинской областях.
Мировой опыт
Большинство стран мира применяют различные меры по развитию приграничных территорий. Применительно к Казахстану может представлять наибольший интерес опыт Российской Федерации по развитию дальневосточных приграничных территорий.
В части решения экологических проблем приграничных территорий примечателен опыт Мексики и США. В этих странах действует совместная программа «Граница 2025». Программа охватывает территории четырех приграничных штатов США (Техас, Нью-Мексико, Аризона и Калифорния) и шести мексиканских штатов (Тамаулипас, Нуэво-Леон, Коауила, Чиуауа, Сонора и Нижняя Калифорния).
В Индии действует Программа развития приграничных территорий (Border Area Development Programme), направленная на удовлетворение особых потребностей в развитии и благополучие людей, живущих в отдаленных и труднодоступных районах вблизи международной границы. Программа также нацелена на интеграцию отдаленных приграничных территорий с внутренними районами за счет развития необходимой инфраструктуры. Акцент делается на реализации проектов по развитию базовой инфраструктуры, инфраструктуры здравоохранения, образования, сельского хозяйства и водных ресурсов, обеспечению доступа к финансовым услугам и развитию навыков.
Что предлагается сделать в Казахстане:
Развитие приграничных территорий в будущем – это устойчиво развивающиеся и привлекательные для жизни территории, примыкающие к государственной границе, имеющие хорошую связанность и тесное взаимодействие как с урбанизированными территориями страны, так и приграничными районами сопредельных стран. Такой план.
Основными принципами развития приграничных территорий являются:
- обеспечение территориальной целостности государства,
- реализация потенциала приграничных территорий с учетом их конкурентных преимуществ,
- обеспечение равного доступа к государственным услугам и социальным благам для населения приграничных территорий,
- приоритетное развитие приграничных территорий и населенных пунктов, имеющих стратегическое значение для государства.
В рамках расширения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления на IV уровень бюджета предлагается передать дополнительные виды налогов и платежей (плата за пользование водными ресурсами; лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности; плата за пользование лицензиями на занятие отдельными видами деятельности (по хранению и реализации алкогольной продукции).
Для повышения привлекательности приграничных территорий крайне важно обеспечить развитие сферы экономики и создание новых рабочих мест. Развитие экономики приграничных территорий будет осуществляться за счет принятия мер по созданию условий для стимулирования и поддержки развития сельскохозяйственного производства, новых производств, международного туризма, трансграничных транспортных коридоров, а также развития приграничного сотрудничества.
Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства будет предусматривать разработку дополнительных мер государственной поддержки бизнеса, зарегистрированного в приграничных территориях.
Кроме этого, будет выделяться грантовое финансирование начинающим предпринимателям на реализацию проектов, способствующих кластеризации (созданию сети взаимосвязанных предприятий в смежных секторах и подсекторах – туризм, сельское хозяйство и др.) экономики приграничных районов и основанных на местном сообществе.
Перспективным инструментом финансирования инвестиционных проектов является государственная поддержка создания и развития инфраструктуры индустриальных и промышленных зон.
Благоприятными территориями для таких проектов могут стать приграничные малые города, где имеется доступ к рабочей силе, рынкам сбыта, а также инженерно-коммуникационной инфраструктуре. Перспективными направлениями деятельности для таких зон являются транспорт и логистика, производство продуктов питания и переработка сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов и др.
Развитие сферы сельскохозяйственного производства будет осуществляться в рамках реализации Концепции развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021-2030 годы. Акцент будет сделан на развитии сельскохозяйственной кооперации.
Будет продолжена реализация проекта «Ауыл-Ел бесігі» по развитию инфраструктуры приграничных СНП. Реализация проекта позволит значительно улучшить качество жизни в приграничных территориях. В рамках проекта предусматриваются мероприятия по финансированию строительства и реконструкции объектов социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, соцобеспечение), инженерной инфраструктуры и дорожной инфраструктуры.