Информационно-аналитическая система «Талдау» БНС публикует данные по ценам на каменный уголь только за месяцы, приходящиеся на отопительный сезон. Последний период — апрель. Судя по анализу информации за несколько лет, стоимость тонны этого твёрдого топлива с апреля 2020-го по апрель 2025 года выросла на 47,4%, с 12,7 тыс. до 18,7 тыс. тг.
В региональном разрезе разница в цене очень ощутима. Например, в апреле текущего года в Павлодаре можно было купить уголь по 15,8 тыс. тг за тонну (без учёта логистики). В южных же городах цены сильнее бьют по карману: от 19 тыс. тг в Алматы до 22 тыс. тг в Конаеве.
В Семее и Усть-Каменогорске, которые находятся в непосредственной близости к угольному разрезу Каражыра, цены на каменный уголь нельзя назвать самыми низкими: 16,6 тыс. и 17,4 тыс. тг соответственно. Впрочем, эти суммы не окончательны для жителей близлежащих сёл, где отсутствует центральное отопление и, при отсутствии газа, нет никакой альтернативы твёрдому топливу. Например, при цене в 16,6 тыс. тг для Усть-Каменогорска уголь для жителей Курчумского района Восточно-Казахстанской области в конце августа текущего года обходился уже в 23 тыс. тг за тонну. И это ещё без учёта стоимости услуг по доставке груза. Районный акимат предупреждает, что цена ещё может вырасти.
Согласно данным БНС, проблема с обеспечением каменным углём для отопления дома в прошлом году касалась 17,3% домохозяйств. 58,3% казахстанских семей в 2024-м пользовались благами центрального отопления, ещё 25,3% домохозяйств имели газовые котлы и отапливали жилища с помощью магистрального газа.
Отметим: доля семей, вынужденных таскать вёдра с углём и золой, в последние несколько лет существенно сократилась. В 2020-м удельный вес таких домохозяйств составлял 25,1%, постепенно показатель уменьшался. Эта тенденция связана как с постепенной газификацией в регионах, так и с урбанизацией населения.