в

В сенате РК потребовали ужесточить контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок

По данным представителей праламента, в последние годы в сфере государственных закупок наблюдается рост судебных споров, связанных с действиями органов государственного аудита. Анализ судебных решений показывает, что нередко территориальные департаменты внутреннего государственного аудита (ДВГА) и Комитет внутреннего государственного аудита (КВГА) принимают решения, не соответствующие законодательству.

В 2024 году завершено 787 судебных разбирательств, из которых 387 (около 50%) завершились в пользу предпринимателей. Это свидетельствует о распространенной практике вынесения необоснованных решений органами государственного аудита, что создает административные барьеры для бизнеса и приводит к затягиванию государственных закупок.

Основные нарушения связаны с камеральным контролем, в ходе которого не в полной мере изучаются сведения о потенциальных поставщиках, допускаются ошибки при расчете условных скидок, неправильно применяются положения законодательства о государственных закупках.

«Например, Департамент внутреннего государственного аудита по Западно-Казахстанской области незаконно отменил результаты конкурса по закупке охранных услуг, ошибочно признав заявку поставщика несоответствующей технической спецификации. Суд признал уведомление ДВГА незаконным, а его решения – необоснованными. Подобные случаи зафиксированы во всех регионах страны, что указывает на системные проблемы в работе ДВГА.

Аналогичные нарушения допускаются и самим Комитетом внутреннего государственного аудита, который пересматривает решения ДВГА по жалобам участников закупок. К примеру, в г. Астане КВГА отменил результаты конкурса по закупке стальных труб по формальному основанию (указание нескольких производителей продукции). Суд признал решение КВГА незаконным, поскольку законодательство не запрещает указывать несколько поставщиков. Однако из-за ошибки КВГА контракт с победителем конкурса был заключен лишь спустя полгода, что привело к срыву поставок», — пишут сенаторы.

Также, по данным парламентариев, дополнительной проблемой является создание искусственных барьеров для бизнеса через внутренние нормативные документы. Например, ДВГА регулярно отклоняет заявки поставщиков за отсутствие «точных характеристик» товара (использование формулировок «не более», «не менее»), хотя в законодательстве такое требование отсутствует. В области Абай ДВГА признал заявку поставщика несоответствующей только из-за формулировки «не более» в технической спецификации, хотя сам заказчик использовал ту же формулировку. Суд признал это решение незаконным.

В этой связи, для решения проблем предлагается:

  1. Ужесточить контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок и камерального контроля.
  2. Разработать механизмы персональной ответственности аудиторов за систематические нарушения, включая дисциплинарные взыскания.
  3. Обеспечить единообразие подходов при проведении государственного аудита, исключив субъективное толкование норм.
  4. Разработать четкие критерии формулировок технических спецификаций («не более», «не менее» и др.), чтобы избежать необоснованных отклонений заявок.
  5. Организовать регулярное обучение сотрудников органов государственного аудита по вопросам законодательства о госзакупках.
  6. Ввести обязательный мониторинг судебных решений, связанных с обжалованием действий ДВГА и КВГА, с последующим принятием мер по устранению нарушений.

Казахстан ратифицирует ещё один меморандум с Международным Валютным Фондом

Ұлан ауданындағы лимон мен банан өсетін жылыжайға шетелден де турист келіп жүр