в

Депутаты предлагают изучать в школе основы домоводства и плотницкое дело

В запросе в правительство представители сената страны пишут, что в современных реалиях люди все больше времени посвящают
работе – будь то бизнес, государственная служба или другие сферы деятельности, и у них остается все меньше времени на воспитание и обучение детей практическим, бытовым навыкам, необходимым им в дальнейшей самостоятельной жизни.

«В связи с чем, значительную часть времени дети проводят в социальных сетях, заменяя живое общение и реальные умения цифровым контентом.
В результате жизненный опыт вытесняется виртуальным, а базовые бытовые и социальные навыки, необходимые для адаптации в обществе, остаются не развитыми. И соответственно дети не овладевают элементарными бытовыми умениями. Ранее эти навыки прививались в семьях или осваивались в школе,
но сокращение обучения ведению домоводства привело к тому, что новое поколение детей не готово к самостоятельной жизни. Мы не отрицаем важность цифровых навыков, и поддерживаем расширение цифровизации как необходимого условия развития общества и государства в современном мире.

Однако наряду с этим нельзя забывать о значении практических навыков, которые являются фундаментом для воспитания детей и организации быта в семейной жизни», — уверены депутаты.

Парламентарии считают, что современные технологии облегчают жизнь, но при этом ведут к постепенной утрате жизненно важных умений. Это может иметь серьезные последствия в будущем, поскольку растет бытовая беспомощность, зависимость от сервисов, и как следствие рост расхода на них, который может явиться одним из причин конфликта в семье.

«Отсутствие базовых жизненных навыков влияет не только на личную независимость, но и на устойчивость института семьи. Многие молодые люди, вступая в брак, оказываются не подготовленными к ведению домашнего хозяйства, что приводит к конфликтам либо проявлениям семейно-бытового насилия. Такая тенденция, наряду с другими причинами, приводит к увеличению числа разводов, вследствие чего не малое количество детей растет в неполных семьях. К примеру, если в стране в 2024 году были зарегистрированы 125 тыс. браков, количество разводов составило 61 тысячу. В 2023 году зарегистрировано 122 тыс. браков, разводов – 58 тысяч. В 2022 году были зарегистрированы 130 тыс. браков, количество разводов составило – 59 тысяч. А в 2021 году было зарегистрировано 141 тыс. браков, количество разводов — 60 тысяч. Таким образом, статистика неутешительная, поскольку почти половина регистрируемых браков завершается разводами.  

Безусловно, как общество, мы должны развивать и укреплять институт семьи. В этой связи следует отметить, что международный опыт показывает успешную интеграцию жизненных навыков в школьное образование», — утверждают народные избранники.

В связи с тем, что дети проводят значительную часть дня в школе, сенаторы думают, что будет целесообразно внедрить в образовательную программу средних и старших классов дополнительные предметы, направленные на развитие жизненно необходимых навыков, а именно обучению:

  1. Основам домоводства: ведению хозяйства, базовым кулинарным навыкам и шитью.
  2. Столярному и плотницкому делу: работе с инструментами, базовым навыкам ремонта и конструирования.
  3. Оказанию первичной медицинской помощи и правилам безопасности, в том числе правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, основам самообороны.
  4. Основам правовой и финансовой грамотности с начальных классов.

В ВКО ликвидировали пожар в жилом доме

Казахстанские семьи с детьми-инвалидами погрязли в кредитах, посчитали госаналитики