Премьер-министр Олжас Бектенов на правительственном совещании объявил, что приоритетами остается обеспечение роста экономики, ориентированного на повышение уровня жизни граждан.
«Мы должны активно работать над привлечением инвестиций, реформой налогово-бюджетной политики и сферы недропользования, усилением конкурентных преимуществ страны, улучшением делового климата, инфраструктурным и энергетическом развитием, построением целостной системы цифровизации и переформатированием системы социального обеспечения населения. Для этого у правительства есть все полномочия. Министры и акимы должны принимать оперативные решения и нести полную ответственность за реализацию поставленных задач. Нужен конкретный результат по каждому направлению, о которых глава государства вчера сказал, и эффект от каждого руководителя – и в центре, и на местах. Необходимо заниматься решением конкретных проблем инвесторов, не волокитить, а наоборот – помогать, чтобы бизнесмены приходили, развивались, строили заводы, предприятия, производства. Каждый руководитель должен это поставить во главу угла своей работы. Только конкретная работа. Нельзя добиться положительного результата в новых условиях, пользуясь старыми, бюрократическими методами работы, формализмом. Поручаю государственным органам сосредоточиться на качественном выполнении задач, поставленных главой государства и принимать решительные меры без излишней волокиты. От нас ждут конкретного результата», — отметил Олжас Бектенов.
Премьер-министр акцентировал внимание на ряде первоочередных направлений работы с акцентом на строгое усиление бюджетной дисциплины и сбалансированное распределение госбюджета на приоритетные направления.
Премьер-министр Олжас Бектенов озвучил ряд предложений, нацеленных на оздоровление налогово-бюджетной системы и рост экономики.
Текущая динамика экономического роста недостаточна. Для полномерной реализации промышленного потенциала страны и увеличения количества перспективных проектов необходимо сформировать солидный инвестиционный капитал. Однако этому препятствует недостаточный объем «бюджета развития»: в развитых странах он достигает 25% от всех расходов государства, в Казахстане – 8%. На сегодня из почти 26 трлн тенге республиканского бюджета на развитие идет всего 2 трлн. Все остальное – текущий бюджет, значительную часть которого составляют социальные расходы.
В результате недофинансированными остаются сферы, являющиеся базой экономического развития: электро- и теплоэнергетика, водное хозяйство, газотранспортная система, дороги, инженерные сети и инфраструктура. Не обеспечены достаточной ликвидностью институты развития. Такие условия являются затруднительными для надежного обеспечения высокой динамики роста ВВП.
В этой связи необходимо реализовать комплекс мер по оздоровлению налогово-бюджетной системы. Текущая налоговая система не только не обеспечивает государству нужный объем инвестиций, но и несправедлива по отношению к предпринимателям. Основная налоговая нагрузка ложится на фонд оплаты труда, т.е. на себестоимость. Еще до того, как товар попал на полку, предприниматель уже вынужден заплатить большую часть налогов.
Для изменения сложившейся ситуации Правительство выступает за перераспределение налогов с зарплат на продажи. Для этого необходимо повысить ставку НДС, одновременно снизив социальный налог и обязательные пенсионные выплаты работодателя. Это, по мнению премьера, повысит конкурентоспособность отечественных предприятий и создаст для них необходимые финансовые резервы. Снижение нагрузки на фонд оплаты труда позволит бизнесу увеличить заработные платы работников. Дополнительные налоговые поступления будут направлены на стимулирование экономического роста, опережающее развитие инфраструктуры, поддержку перспективных бизнес-проектов в приоритетных отраслях. Средства Национального Фонда будут запрашиваться исключительно для строительства крупных инфраструктурных проектов.
Параллельно с этим будет вестись работа по повышению эффективности государственных расходов и усилению бюджетную дисциплину.
Акцентировано внимание на перманентном росте расходов на субсидирование во всех отраслях без учета их реального эффекта и при слабом контроле со стороны госорганов. Получение субсидий стало частью бизнес-модели отдельных компаний. За последние 3 года по 770 проектам произошло удорожание смет на общую сумму 2,2 трлн тенге. Вместе с тем помимо объективного удорожания есть и спорные моменты.
Более половины расходов республиканского и местных бюджетов – свыше 18 трлн тенге – направляется на социальную сферу. Подчеркнуто, что эффективность данных затрат вызывает большие вопросы.
«Работу по повышению эффективности государственных расходов будем усиливать по принципу «бюджетные расходы – в первую очередь на экономическое развитие, социальная поддержка – только реально нуждающимся». Рост экономики должен сопровождаться опережающими инвестициями в инфраструктуру. Однако чрезмерное государственное ценовое регулирование в наиболее капиталоемких секторах экономики затрудняет эту задачу и снижает инвестиционный потенциал. Правительство начало поэтапную либерализацию цен на ГСМ и газ, а также тарифов в сферах ЖКХ и железнодорожных перевозок. Плавный переход к рыночному ценообразованию позволит привлечь необходимые инвестиции в эти сферы и избавиться от рисков дефицита ГСМ. Хочу подчеркнуть, что резкого скачка цен мы не допустим. Принятие озвученных мер обеспечит необходимую динамику экономического роста и структурные изменения экономики», — подытожил Олжас Бектенов.