После пяти лет переговоров 193 государства-члена ООН приняли историческую юридически обязывающую Конвенцию по киберпреступности – первую в своем роде.
«Этот знаменательный шаг представляет собой первый за более чем 20 лет международный правовой документ ООН по вопросам, связанным с преступностью», – заявила Исполнительный директор Управления ООН по наркотикам и преступности Гада Вали, добавив, что необходимость в такой конвенции назрела давно.
Согласно данным Всемирного банка, в 2023 году 67,4 процента населения мира использовало интернет для решения повседневных задач, таких как общение и покупки, а также для более сложных целей, включая исследования и инновации. Однако привязанность в интернету несет в себе значительные риски, оставляя более двух третей мирового населения уязвимыми перед киберпреступностью. Люди и страны, находящиеся по другую сторону цифрового разрыва, могут быть менее защищены и более уязвимы перед киберугрозами.
До настоящего времени не существовало глобально согласованного текста Конвенции по киберпреступности. Новая Конвенция позволит более быстрые, скоординированные и эффективные ответы на киберпреступления, делая цифровой и физический миры безопаснее. Расследование транснациональных преступлений, совершенных как онлайн, так и оффлайн, зависит от электронных доказательств.
Одной из проблем является децентрализованный контроль над данными, сетями и провайдерами, из-за чего потенциальные доказательства могут находиться в разных юрисдикциях. Электронные доказательства необходимо получать быстро, пока преступники не уничтожили их или пока они не были удалены в ходе обычных технических процессов. Конвенция регулирует доступ и обмен этими данными для облегчения расследований и судебного преследования. Государства-участники также получат доступ к сети оперативной помощи 24/7.
Помимо обмена электронными доказательствами, эта сеть будет использоваться для содействия расследованиям, идентификации, заморозке, изъятию и возврату доходов от преступлений, а также для правовой помощи и экстрадиции.
Кроме того, социальные сети, мессенджеры, игры дают преступникам возможность анонимно манипулировать или принуждать детей к опасным деяниям. Конвенция стала первым глобальным соглашением, направленным на защиту детей от сексуального насилия, совершаемого с использованием информационных технологий. Криминализация таких преступлений предоставляет правительствам больше инструментов для защиты детей.
Конвенция поощряет оказание помощи и защиту жертв, включая восстановление, компенсацию, реституцию и удаление незаконного контента. Эта помощь будет предоставляться государствами в соответствии с их национальным законодательством.
Одного лишь реагирования на киберинциденты недостаточно. Для эффективной борьбы с киберпреступностью необходимы серьезные инвестиции в профилактику. Новая Конвенция требует от государств разработать меры по снижению рисков и угроз киберпреступности. Это включает в себя обучение для государственных и частных секторов, программы реабилитации правонарушителей, помощь жертвам и многое другое.