в

В парламенте предложили законодательно статус комплаенс-служб в акционерных обществах

Ряд сенаторов обратились к премьер-министру страны, Олжасу Бектенову с официальным запросом. В документе указано, что эффективная система комплаенс-менеджмента возможна только при условии наличия надлежащей корпоративной культуры и эффективного управления. Комплаенс должен охватывать широкий спектр вопросов: управление рисками несоблюдения законодательства, соблюдение этических стандартов и защиту данных. Во многих странах комплаенс рассматривается как часть системы управления рисками и устойчивого развития, что выходит за рамки только борьбы с коррупцией.

«Однако в Казахстане комплаенс в квазигосударственном секторе зачастую воспринимается формально или превращается в аналог службы безопасности, где трудоустраиваются бывшие сотрудники силовых органов. Это подрывает основную цель комплаенс – помощь бизнесу в соблюдении требований законодательства. Комплаенс должен быть направлен на поддержку и защиту бизнеса от правонарушений, а не на выполнение функций правоохранительных органов. Дополнительные сложности возникают из-за отсутствия независимости комплаенс-служб, особенно в организациях с единоличным исполнительныморганом. Например, в случаях, когда генеральный директор является единственным руководителем (в компаниях в форме РГП, КГП, ТОО), комплаенс-служба подотчетна ему, что нарушает принцип независимости, предусмотренный законодательством», — уверены парламентарии.

Сенаторы считают, что есть ещё одна серьезная проблема — недостаточная вовлеченность руководства в вопросы комплаенс и противодействия коррупции. По их мнении, в небольших квазигосударственных организациях создание отдельных структурных подразделений комплаенс-служб экономически нецелесообразно, а иногда и отсутствует необходимость. В связи с тем, что создание комплаенс-служб является императивным требованием антикоррупционного законодательства для квазигоссектора, это приводит к искусственному увеличению расходов и снижению эффективности работы комплаенс-служб. Отдельно необходимо отметить проблему конфликта интересов, связанных с трудоустройством бывших государственных служащих в квазигосударственные и частные организации, которые курировали данную сферу или конкретную подведомственную структуру, а также недостатки в предоставлении актуальной информации об аффилированных лицах в акционерных обществах.

Резюмируя это, они просят поручить соответствующим министерствам и ведомствам рассмотреть следующие предложения:

  • Включить некоммерческие организации, связанные квазигосударственным сектором, в перечень субъектов, на которые распространяется антикоррупционное законодательство.
  • Ввести персональную ответственность первых руководителей за непринятие мер по противодействию коррупции, предусмотрев административные санкции в размере 1000 МРП.
  • Увеличить срок запрета на трудоустройство бывших государственных и политических служащих в коммерческие и квазигосударственные структуры, которые курировали данную сферу или конкретную подведомственную структуру, чтобы исключить конфликт интересов.
  • Установить ограничения для бывших государственных служащих на занятие должностей независимых директоров в курируемых ранее акционерных обществах в течение пяти лет после ухода с госслужбы.
  • Закрепить в законодательстве статус комплаенс-служб в акционерных обществах, учитывая лучшие международные практики, и предусмотреть возможность аутсорсинга комплаенс-функций для небольших организаций.
  • Внести изменения в Закон Республики Казахстан «О персональных данных и их защите» для улучшения процесса ведения списков аффилированных лиц в квазигосударственном секторе.

В Казахстане успешно достигают межэтнического согласия

В МВД предлагают новые критерии оценки наличия жестокого обращения