В Казахстане строительство атомной электростанции планируется на основе реакторов III или III+.
Это позволяет гарантировать более безопасную работу станции, чем прошлые поколения реакторов, аварии с которыми в значительной степени сформировали негативное отношение к безопасности атомных станций.
Основное внимание уделено пассивным системам безопасности, не требующим участия оператора или работы электронных устройств. Это значит, что станции могут продолжать безопасную работу даже в случае отключения электричества и эвакуации персонала.
Устранение человеческого фактора в критических ситуациях позволяет избежать ошибок в управлении во время возможных аварий. Одной из ключевых инноваций стало устройство локализации расплава. В случае, если активная зона расплавится, образуется расплавленный ядерный материал. Он попадает в специальный уловитель, который способен удерживать и охлаждать его, предотвращая выход в окружающую среду.
Современные станции третьего поколения имеют купол, который исключает выход радиоактивных веществ наружу даже в случае серьезных повреждений реактора. Эти меры безопасности позволяют минимизировать радиационные выбросы практически до нуля.
Системы безопасности являются одной из самых дорогостоящих составляющих АЭС: до 40% стоимости станции идет на их обеспечение. Но это оправдано, для сравнения, вероятность взрыва угля на ТЭЦ в 80 раз выше, чем вероятность тяжелой аварии на современной АЭС.
Напомним, что авария в Чернобыле в 1986 году была вызвана именно «человеческими» ошибками персонала станции. Эти уроки были учтены при разработке систем управления реакторами новых поколений. Катастрофа на АЭС в Фукусиме в 2011 году была связана с сильнейшим в истории Японии землетрясением, причем сейсмические толчки станция в целом успешно выдержала, но невероятно мощное цунами все же разрушило критически важное оборудование, в результате чего и произошла авария.