в

Примут ли в Казахстане Концепцию перехода школьного образования к цифровому формату

Этот вопрос обсуждается в узких кругах. Расскажем об опубликованном докладе, зачитанном в сенате страны и посвящённом адаптации образовательной системы среднего звена в Казахстане к цифровой эпохе. Для лиги лени сразу отметим рекомендации для того, чтобы наши школы соответствовали современным вызовам. Они были озвучены в конце доклада: необходимо адаптировать действующую нормативно-правовую базу, регулирующую сферу среднего образования к цифровым реалиям, изменить подходы к обеспечению безопасности в организациях среднего образования.

К слову, по данным авторов документа, анализ глобальных трендов адаптации школ к реалиям Четвертой промышленной революции и текущей ситуации в РК выявил значительный потенциал для ускорения процесса внедрения цифровых технологий в сферу среднего образования в Казахстане. Кстати, 80% опрошенных руководителей школ считают, что с внедрением цифровых технологий качество образования станет выше. Проводившие опрос утверждают, что выборка вполне репрезентативна.

Теперь для тех, кому любопытны нюансы. Удивительно, но Казахстан демонстрирует удовлетворительные результаты в рамках глобального рейтинга цифровой конкурентоспособности стран, занимая 34 позицию из 64 оцениваемых государств. В то же время существующая система адаптации социально значимых сфер к цифровой эпохе не в полной мере соответствует динамическим трендам перехода к цифровой экономике. Так, темпы перехода к цифровой школе не могут быть признаны удовлетворительными. При этом именно институт среднего образования – базовый элемент системы формирования человеческого капитала, являющегося основным ресурсом государства.

В ходе проведённого исследования искали решения, которые позволят ускорить процесс адаптации казахстанской образовательной системы среднего звена к цифровой эпохе. В докладе отразили результаты анализа мировых трендов перехода общеобразовательных школ к цифровому формату, представляет видение модели «школы будущего» и анализ текущей ситуации в Казахстане. Кроме того, в нём содержится авторское толкование применяемых в казахстанском образовании форматов обучения. Полученные в ходе исследования результаты легли в основу предлагаемых решений и механизмов, которые позволят повысить качество цифровой составляющей в казахстанских общеобразовательных школах. Авторы – Гулден Ашкенова, заместитель директора Исследовательского института «Общественное мнение»; Фариза Дуйсенбаева, руководитель управления правового обеспечения юридического департамента Министерства просвещения РК; Жанна Жаукарова, директор КГУ «Областной учебно-методический центр по выявлению и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи «Жетісу дарыны»; Ақбота Мамажанова, старший эксперт Института общественной политики партии «Amanat»; Леся Каратаева, заместитель директора Департамента цифровизации и автоматизации государственных услуг Министерства науки и высшего образования РК; Улан Несипкалиев, заместитель директора Департамента цифровизации и автоматизации государственных услуг Министерства науки и высшего образования РК; Айгуль Нурпеисова, декан педагогического факультета СКУ им. М. Козыбаева, PhD in Education; Алихан Шакенов, директор Департамента маркетинга и коммуникаций ТОО «Yevniy Consulting Group».

Так вот, в рамках исследования возможности и перспективы цифровизации казахстанских школ рассматривались через призму достижения Казахстаном Четвертой Цели устойчивого развития – «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». В его основу легла идея о высоком потенциале цифровых технологий в процессе реализации. Авторы уверены, что переход к «цифровой школе» позволит обеспечить выполнение Казахстаном следующих задач ЦУР 4:

  1. Обеспечить доступ к бесплатному, равноправному и качественному начальному и среднему образованию, позволяющему добиться востребованных и эффективных результатов обучения;
  2. Ликвидировать гендерное неравенство в сфере образования и обеспечить равный доступ к образованию для уязвимых групп населения, в том числе инвалидов, представителей коренных народов и детей, находящихся в уязвимом положении;
  3. Создавать и совершенствовать учебные заведения, учитывающие интересы детей, особые нужды инвалидов и гендерные аспекты, обеспечить безопасную, свободную от насилия и социальных барьеров, эффективную среду обучения для всех;
  4. Значительно увеличить число квалифицированных учителей, в том числе посредством международного сотрудничества.

Исследование включало в себя как кабинетные исследования, так и полевые. В рамках кабинетного исследования применялись: анализ статистических данных и документов, факторный анализ, элементы SWOT-анализа, прогнозные оценки. Полевые исследования охватили качественные и количественные методы исследований. Качественные исследования включили в себя 10 глубинных интервью с экспертами в формате «face- to-face». В качестве информантов выступили руководители школ, успешно применяющих современные цифровые технологии в процессе обучения. Количественные данные были получены в ходе онлайн опроса директоров школ. Выборка была рассчитана согласно статистическим данным Министерства просвещения РК (МП РК) и составила 700 респондентов. Опрос проводился с помощью платформы KoboToolbox.

«Принимая во внимание глобализацию системы образования, будет логичным при разработке казахстанской модели цифровой школы признать важность ее принципиальной сочетаемости с системами образования других стран. В этой связи модель идеальной цифровой школы будущего разрабатывалась с учетом глобальных трендов цифровой трансформации среднего образования», — пишут авторы доклада.

Итак, что же нужно Казахстану. Либо начать делать, либо активизировать уже начатое:

  1. Инвестирование в развитие цифровой инфраструктуры школы.
  2. Разработка устойчивых гибридных систем обучения.
  3. Наращивание кадрового потенциала в сфере ИКТ среди учителей
  4. Использование ИИ в целях обучения.
  5. Обеспечение учеников планшетами
  6. Развитие онлайн библиотек и платформ
  7. Широкое внедрение цифровых учебников и ресурсов

(здесь авторы приводят такую статистику: в Казахстане 7 тыс. школ используют образовательные платформы Kundelik, BilimLand, Білімал, EDUS. Оцифрованы и прошли государственную экспертизу 95,5% учебников23. Разработано 50 тысяч цифровых образовательных ресурсов, к которым подключены 6,7 тыс. школ. Ежедневно к ресурсам обращаются 3 млн. учеников и учителей, охватывая все предметы с более чем 50 тыс. видеоуроков24. Результаты опроса подтверждают, что 96% школ Казахстана используют цифровые технологии в учебном процессе25. Глубинные интервью свидетельствуют об успешном примере использования передовыми школами таких платформ, как BILWORK. kz, Notion, сервисы Google, Power BI, EduPage, TimeTable, Kahoot, Microsoft Teams, Kundelik, EduPage, dotwork, NIS2®. Наряду с этим, в казахстанских школах применяют цифровые системы оповещения по e-mail, о пожарах через Telegram-боты, а также информирования о количестве учеников в здании).

  1. Развитие цифровых компетенций педагогов.
  2. Обеспечение безопасности в школах.

Какие же проблемные зоны имеются в этой сфере в системе образования Казахстана? По мнению докладчиков, существующая нормативно-правовая база в сфере образования не отражает реалии цифрового общества. В стране не сформировано концептуальное видение перехода к «цифровой школе». Действующая Концепция развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования РК на 2023-2029 гг. не отражает значимость цифровизации среднего образования. Профильный Закон «Об образовании» не регулирует вопросы применения цифровых технологий в системе образования, ограничиваясь определением круга полномочий компетентных органов в организации дистанционного обучения. В Казахстане фиксируется высокий уровень неудовлетворенности населения качеством среднего образования. Социологические исследования показывают, что каждый шестой казахстанец (16,4%) недоволен качеством среднего образования.

Также фиксируется дефицит школ в шаговой доступности. По данным МП РК, 27 135 казахстанских школьников нуждаются в ежедневном подвозе к местам обучения. Наличие проблемы подтверждают и социологические исследования. Так, 22,2% казахстанцев отмечают, что школы находятся далеко от мест проживания детей. Сохраняются проблемы с обеспечением доступности школ и качественного образования для детей с особыми потребностями (лица с инвалидностью). Каждый пятый житель страны считает учреждения образования для детей с особыми потребностями недоступными (22,9%), при этом каждый седьмой (14,3%) не удовлетворен качеством образования.

По данным социологического опроса, только 16% казахстанцев твердят о необходимости онлайн-обучения. Категорически против выступают 43% граждан. Необходимость онлайн-обучения признают 38% казахстанцев, при этом проблема видится ими в некачественной подготовленности системы образования к новому формату. Каждый третий (32,7%) уверен, что в случае форс-мажора школы окажутся неготовыми для перехода к качественному онлайн-формату.

Ещё одна проблему — искаженное понимание учениками возможностей использования искусственного интеллекта:

«Педагоги обеспокоены, что учащиеся используют ИИ для фиктивного выполнения домашних заданий. Эксплуатируя возможности чатов, сгенерированные ответы ими зачастую выдаются за собственные, что подрывает целостность образовательного процесса, снижает способность учеников к самостоятельному анализу и затрудняет оценку реального уровня знаний. Проблема характерна не только для РК».

И, наконец, любознательные читатели, переходим к рекомендациям авторов доклада. Они считают, что нужно, во-первых, адаптировать действующую нормативно-правовую базу, регулирующую сферу среднего образования, к цифровым реалиям

Целесообразным представляется:

«Принять Концепцию перехода школьного образования к цифровому формату. Востребованность такой Концепции определяется отсутствием комплексного видения развития системы образования среднего звена в условиях перехода к цифровому обществу.  Накопленный передовыми школами РК опыт внедрения цифровых технологий и подходов к образованию проявляется в форме отдельных практик, а не составляющих целостной системы. Принятие Концепции позволит обеспечить модернизацию школьного образования на системной основе. Внести изменения и дополнения в действующий Закон РК «Об образовании» и сопутствующие подзаконные акты в части толкования понятий «дистанционное образование», «онлайн-образование», «гибридное образование». В частности, рекомендуется принять следующий вариант толкования: Дистанционное обучение – формат, который предполагает использование информационно-коммуникационных технологий для индивидуального изучения учебного материала вне зависимости от пространственного и временного расстояния. Организация образования предоставляет обучающемуся все необходимые материалы, позволяющие обеспечить требуемый государственным образовательным стандартом уровень знаний и навыков, включая график сдачи промежуточных и итоговых контролей. Ответственность за освоение учебного материала лежит на ученике, его родителях и иных законных представителях. Онлайн-обучение – формат взаимодействия ученика с учителем в режиме real-time посредством информационно-коммуникационных технологий вне зависимости от пространственного расстояния. Процесс обучения проводится в соответствии с расписанием занятий в условиях непосредственного контакта, обучающего и обучающегося. Обучение может проводиться как индивидуально, так и в группах. Гибридное обучение – формат, который подразумевает сочетание оффлайн и онлайн форм. План изучения дисциплины изначально составляется из расчета на изучение учениками части тем оффлайн, другой части – онлайн. При этом учебный процесс предполагает обучение как индивидуально, так и в группе. В случае необходимости режим взаимного дополнения онлайн и оффлайн форматов может быть заменен на режим взаимозамены».

Но и это ещё не всё. Нужны: внесение изменений в государственный общеобязательный стандарт среднего образования в части цифровизации образования. Требования к интеграции цифровых технологий и искусственного интеллекта в образовательный процесс, адаптация учебных материалов, повышение квалификации учителей, а также обеспечение уровня безопасности данных (кибербезопасности) должны соответствовать новым стандартам современных технологий. Внесение дополнений в дорожные карты развития регионов в части цифровизации образования. Также потребуется внести изменения в штатное расписание школ должности завуча по цифровым технологиям (digital officer). Введение должности позволит поддерживать актуальный уровень цифровизации школ и перманентно повышать цифровые компетенции педагогов.

Ещё одна рекомендация — изменить подходы к обеспечению безопасности в организациях среднего образования. Целесообразным представляется:

«Первое – отказаться от парадигмы «безопасность школы» в пользу парадигмы «безопасность школьников». Смена парадигмы позволит ориентировать систему безопасности школ не только на мониторинг угроз, проистекающих извне, но и на контроль над соблюдением порядка внутри школы. Второе – внедрить в казахстанских школах систему позиционирования (геолокации) учеников. Третье – обеспечить учеников индивидуальными браслетами, в которые будут вмонтированы кнопки SOS и чипы для локализации учеников. Кнопка SOS позволит подать сигнал в случае угрозы личной безопасности в «слепой зоне» (например, в школьных уборных, где происходит большинство актов насилия)».

Не забыли порекомендовать и внедрить практику применения Искусственного Интеллекта в организациях среднего образования. По мнению авторов доклада, использование ИИ в системе среднего образования должно осуществляться в соответствии с нормами казахстанского законодательства. Целесообразным им представляется:

«Первое – использовать ИИ в образовательных целях. Применение ИИ в школах позволит в первую очередь обеспечить школьникам индивидуальный режим продвижения по образовательной программе и снизить нагрузку на педагогов путем исключения из их работы рутинных практик. ИИ может взять на себя обязанности обеспечения обратной связи: от обучающего к обучаемому, помочь ученикам улучшить понимание сложных для них тем. Использование ИИ в образовательных целях произведет мультипликативный эффект. Второе – использовать ИИ в целях менеджмента школы. ИИ оптимизирует администрирование процессами в школе, включая мониторинг безопасности и управление бюджетом школы».

Докладчики уверены — разработка и внедрение Концепции цифрового развития, обновление содержания НПА и стандартов обучения позволят создать благоприятную правовую среду для продвижения цифровых технологий в школьное образование, что положительно скажется на реализации задач, а модернизация инфраструктуры с акцентом на технологии ИИ синхронизирует образование с требованиями цифровой экономики.

«Переход к «цифровой школе» позволит сократить региональный, социальный, гендерный и инклюзивный разрыв. «Цифровые школы» будущего создадут безбарьерную и комфортную среду обучения, свободную от насилия и дискриминации. Внедрение адаптивных технологий и специализированных учебных программ, а также специально оборудованные классы обеспечат равный доступ не только к образованию, но и к его качеству. Сейчас многие директора, многие учителя готовы к новшеству и в этом направлении можно сделать большой прыжок вперед».

200 миллионов тенге потратят в ВКО на лёгкую атлетику до конца года

В Усть-Каменогорске проведут открытый командный турнир по настольному теннису «Oskemen Major Team Cup»