Мажилисмены из партий «AMANAT», «Республика» и «Народной партии Казахстана» написали официальный запрос на имя министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Тамары Дуйсеновой.
В нём они пишут, что поводом стало коллективное обращение работников библиотек, в том числе школьных библиотекарей Костанайской области, которые в целом подчинены сфере образования страны.
По данным подписавшихся под запросом, работники библиотек в стране оказались в парадоксальном правовом и социальном положении. Работники библиотек сферы культуры относятся к основному персоналу и получают заработную плату по группам оплаты А (заведующие) и В (рядовые библиотекари), имеют доплату за категорию. Библиотекари в Назарбаев интеллектуальных школах считаются педагогами — библиотекарями, с соответствующей оплатой труда. В то же время, с 1 января 2016 года школьные библиотекари стали относиться к вспомогательному персоналу, заведующие школьными библиотеками отнесены к группе оплаты труда С1 — заведующие хозяйственными подразделениями ГУ. Школьных библиотекарей лишили доплаты за квалификационную категорию.
«Официальная позиция Министерства — библиотекари, работающие в школе, не обеспечивают реализацию основных задач и функций организаций, не ведут учебный и воспитательный процесс и не относятся к педагогам.
Насколько это логично и справедливо, учитывая, что библиотека школы — не хозяйственное подразделение, не просто книгохранилище, а ее интеллектуальный центр, важнейший компонент формирования навыков и компетенций школьников? Комплектование, учёт, выдача книг читателям, обеспечение сохранности и списание библиотечных фондов — это лишь одна сторона деятельности школьного библиотекаря.
Сегодня библиотекари ведут значительную образовательную и воспитательную работу в рамках программы «Читающая школа — читающая нация». Сотрудник библиотеки обеспечивает информационное сопровождение образовательного и воспитательного процесса в школе для учителей и учащихся. В школьной библиотеке чаще всего работает один сотрудник, который отвечает за весь объём работы, в отличие от библиотек сферы культуры, где все эти же функции распределены между сотрудниками разных отделов. Кто-то комплектует фонды, кто-то обрабатывает новые книги, ведёт библиографическое обслуживание читателей, кто-то проводит массовые мероприятия, занимается отчётной документацией, ведёт электронные базы данных», — пишут народные избранники.
По данным депутатов, в стране работает около 8 тыс. школьных библиотекарей, из них почти 30% — в малокомплектных школах на неполную ставку. Они обслуживают 3,5 млн. учащихся школ и полмиллиона учителей.
При максимальном начислении 136 тыс. тенге после всех вычетов зав. библиотекой получает на руки 96 тыс. тенге. В соответствии с типовыми штатами общеобразовательных школ, при наличии 21 класс-комплекта вводятся 1,5 ставки заместителей директора, психолога, медицинской сестры, бухгалтера. Но эта норма не распространяется на школьного библиотекаря, для них дополнительная ставка вводится лишь при 30 класс- комплектах.
Для решения вопроса об увеличении оплаты труда школьных библиотекарей до уровня оплаты труда в библиотеках сферы культуры мажилисмены предлагают пересмотреть нормативы нагрузки на одного сотрудника школьных библиотек, сделать одну ставку заведующего школьной библиотекой — при 14 класс-комплектах, 1.5 ставки — при 21 класс — комплекте, 2 ставки — при 28 класс-комплектах. А также пересмотреть порядок начисления доплаты за работу с учебным фондом — 30 % от должностного оклада.