Ряд депутатов направили запрос Генеральную прокуратуру страны. В нём они отметили, что в Казахстане в последнее время в вопросе получения допуска к международным перевозкам и оформления разрешения на грузовые автоперевозки наметилась устойчивая тенденция к созданию барьеров для добросовестных казахстанских компаний, росту серых схем в разрешительной системе в данном секторе экономики. По мнению депутатов, во многом это обусловлено отсутствием на протяжении многих лет необходимого регулирования и соответствующего госконтроля со стороны уполномоченного органа.
«Потому сегодня стало возможным получать удостоверение и карточки допуска к осуществлению международных перевозок с применением ИБР без соблюдения квалификационных требований. Так, согласно Правил допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок грузов, к осуществлению таких перевозок допускаются лица, имеющие трудоустроенных сотрудников, включая иностранных граждан, в количестве не меньшем количества автотранспортных средств. Однако, как показывает анализ данных органов внутренних дел и транспортного контроля не редки факты превышения количества выданных допусков на одного перевозчика фактическому количеству имеющихся у него сотрудников. По факту данная норма Правил не работает», — уверены парламентарии.
Авторы запроса приводят пример: перевозчик SOFI-TRANS согласно отчету Комитета автомобильного транспорта на конец 2023 года имел на балансе 32автотранспортных средства (АТС), 31 из них состоит из арендованного подвижного состава. Перевозчиком было получено 74 бланков, возвращено только 28 ИБР. При этом численность сотрудников предприятия — до пяти человек. Закономерен вопрос – как перевозчик не соответствуя требованиям получил допуск с применением ИБР на свои АТС при численности в 5 человек и куда делись 46 невозвращенных им ИБР?
«Ответ на поверхности – данная компания была замешана в беспрепятственной незаконной продаже бланков ИБР и полагаю, что в этой незаконной схеме на системной основе помогали должностные лица уполномоченного органа. Вместо того, чтобы не допускать к разрешительной системе из-за несоответствия квалтребованиям. Отсутствие своевременного реагирования на указанные факты со стороны минтраспорта привело к тому, что стало возможным осуществлять незаконную продажу допусков с применением ИБР на теневом рынке. Об этих фактах известно всем отечественным и иностранным перевозчикам. Сегодня, это, по сути, успешный теневой бизнес. Уровень доходности такого бизнеса намного выше, чем сами перевозки. При наличии дефицита в ИБР, их можно продать и благополучно за это не отвечать. Причем по цене в тысячу раз дороже официального тарифа – не за 2 МРП или 7 тыс.тенге по гостарифу, а за 1000 и более, но уже в долларах США», — замечают авторы запроса.
Депутаты просят провести прокурорскую проверку с привлечением налоговой службы и Агенства Республики Казахстан по финансовому мониторингу по вопросу законности выдачи допуска и нарушении налогового законодательства. В случае выявления нарушений, применить меры прокурорского реагирования.