Министерство национальной экономики Республики Казахстан опубликовало консультативный документ регуляторной политики к проекту Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». В нём много разнообразной информации. Выделим главную на наш взгляд. К примеру, существует проблемный вопрос — переход к дифференцированным налоговым ставкам в разных секторах экономики. В ведомстве считают, что ставка НДС в Казахстане является одной из самых привлекательных в мире – 12% (в России, Беларуси, Армении – 20%, в странах Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) – доходит до 27%). Наряду с этим, нуждаются в поддержке отечественные производители и переработчики продукции в тех или иных отраслях. В Казахстане применяется плоская шкала налогообложения дохода. Так, общая ставка КПН составляет 20%, а по доходу от реализации сельхозпродукции собственного производства – 10%. Дифференциация ставок налога в зависимости от отраслей экономики отсутствует. При этом некоторые секторы экономики, такие как, финансовый сектор, игорный бизнес остаются высокомаржинальными.
«Как показывает сравнительный анализ, применяемая в настоящее время в Казахстане единая ставка НДС в размере 12%, является одной из самых привлекательных в мире. В первые годы независимости ставка НДС в Казахстане составляла 28%. При этом с годами ставка постепенно снижалась. Целью такого снижения было повышение уровня собираемости налога за счет сокращения «теневого» оборота товаров, работ, услуг. При этом, в мировой практике применяются дифференцированные ставки для социально-значимых и «чувствительных» товаров. В целом порядок обложения КПН в Казахстане соответствует международной практике, при этом ставка 20% является относительно низкой по сравнению со ставками других стран. В последние годы эффективная ставка КПН в Казахстане варьируется от 2,9% до 3,8%, что является низким показателем. Одной из основных причин этому является целый ряд налоговых льгот, в том числе, установленных для отдельных видов деятельности (лизинг, приоритетные секторы экономики по инвестиционным контрактам/соглашениям, образование, медицина и т.д.), в зависимости от территории (специальной экономической зоны (далее – СЭЗ), Астана хаб и т.д.)», — отмечается в документе.
Обсуждается и освобождение иностранных и отечественных инвесторов от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет на первые три года реализации новых проектов обрабатывающей промышленности. В консультативном документе регуляторной политики отмечается, что учитывая важность реализации всех запланированных проектов обрабатывающей промышленности необходимо снизить налоговую нагрузку предприятия, что, в свою очередь, позволит сгенерировать оборотные средства предприятия на развитие производства и ускоренно выйти на проектную мощность производства. Привлечение инвестиций в экономику страны является одним из важных факторов, определяющих ее экономический рост и повышение конкурентоспособности. Приток инвестиций в экономику страны способствует созданию новых производств, привлечению передовых технологий, повышению качества человеческого капитала и созданию новых рабочих мест.
«На сегодня пул инвестиционных проектов обрабатывающей промышленности составляет 1104 проекта в металлургической и машиностроительной отрасли, химической и легкой промышленности, производстве строительных материалов и других отраслях обрабатывающей промышленности. Реализация инвестиционных проектов позволит: повысить долю обрабатывающей промышленности в структуре экономики, и тем самым диверсифицировать сырьевую экономику страны в сторону производства продукции с высокой добавленной стоимость и продуктовой сложностью; освоить производство продукции ранее отсутствовавших в стране; снизить потребность страны в импортной продукции на сумму 5,5 трлн. тенге; увеличить экспорт продукции высокой добавленной стоимостью на сумму 7,5 трлн. тенге; привлечь инвестиции на сумму 36,3 трлн тенге, в том числе прямых иностранных на 8,4 трлн. тенге; создать 171 тыс. постоянных рабочих мест; повысить объем производимой продукции в обрабатывающей промышленности на сумму 13 трлн. тенге».