Запрос на имя Олжаса Бектенова поступил из парламента страны. В документе подняты проблемные вопросы гражданской авиации. По информации депутатов, авиационная индустрия Казахстана демонстрирует заметный рост и обладает потенциалом для дальнейшего расширения. В 2022 году пассажиропоток достиг 11 миллионов, что на 17% больше, чем в 2021 году, а в 2023 году он увеличился до 13,3 миллиона, превысив предыдущий год на 20,7%. В прошлом году были открыты 18 новых авиамаршрутов между Казахстаном и другими государствами. До 2025 года планируется открытие рейсов в города Мумбай, Гонконг, Вену, Токио, Сингапур, Нью-Йорк и другие. Однако для устойчивого развития отрасли по мнению сенаторов, необходимы стратегические инвестиции, направленные на решение проблем, связанных с провозной емкостью авиакомпаний (количество воздушных судов), инфраструктурой аэропортов, и подготовкой квалифицированных кадров.
«На сегодняшний день в Казахстане авиаперевозки осуществляют 99 воздушных судов, в том числе «Эйр Астана» эксплуатирует 50 воздушных судов, «Скат» — 33, а «Qazaq Air» — 5. Прогнозируется, что к 2030 году в Казахстане авиапассажиропоток достигнет 24 миллионов человек.
В соответствии с этими данными, в течение следующих 6 лет авиапарк казахстанских авиакомпаний должен удвоиться. Однако, учитывая скорость обновления флота за последние 30 лет независимости Казахстана, существует риск, что дефицит провозных емкостей сохранится и после 2030 года. Следует также учитывать, что с каждым годом текущий флот будет сокращаться из-за устаревания воздушных судов. Для обеспечения доступного и эффективного авиасообщения как на внутренних, так и на международных направлениях, необходима конкурентная среда среди авиакомпаний. Эта проблема может быть решена, если на рынке будут предоставлять услуги не менее четырех конкурентоспособных авиакомпаний. В этом контексте рост авиакомпании «Qazaq Air» не соответствует общему темпу развития рынка. За 8 лет с момента своего основания компания эксплуатирует только 5 турбовинтовых самолетов и не в состоянии полностью удовлетворить спрос на региональном рынке Казахстана. Для становления конкурентоспособной авиакомпании «Qazaq Air» необходимо расширение флота за счет дополнительных турбовинтовых и реактивных воздушных судов. Компания сможет конкурировать на рынке только при условии эксплуатации не менее 30 самолетов. Недавние попытки АО «Самрук-Казына» по приватизации «Qazaq Air» не увенчались успехом, что подчеркивает необходимость дальнейшего развития компании для привлечения инвесторов самим акционерным обществом», — уверены парламентарии.
Также отмечается, что состояние аэропортов требует особого внимания. На сегодняшний день в Казахстане функционируют 24 аэропорта: из них 17 международных и 7 внутренних аэродромов. На базе 4 аэропортов активно ведется работа по созданию на их базе мультимодальных центров.
Инфраструктура региональных аэропортов же требует капитальных вложений для поддержания их в соответствии с нормативными требованиями. Только несколько аэропортов (Астана, Алматы, Караганды, Шымкент, Туркестан, Актобе, Атырау, Актау, Тараз, Уральск) работают круглосуточно и оборудованы системами точного захода на посадку (ILS-instrument landing system, PBN-performance based navigation).
Из-за оборудования остальных аэропортов системой неточного захода на посадку VOR/DME аэропорты принимают самолеты только в дневное время. В некоторых из них взлетно-посадочные полосы принадлежат министерству обороны Республики Казахстан.
«Передача аэропортов иностранным компаниям заставляет задуматься нас о состоянии в авиационной системе. Иностранный инвестор, вкладывая свои средства, прежде всего думает о своей прибыльности. А мы, привлекая их для развития своих отраслей, не должны забывать о национальных интересах и прежде всего, национальной безопасности нашей страны. Передача стратегически важных объектов под управление иностранным компаниям в будущем может создать вопросы национальной безопасности», — комментируют сенаторы.
Также авторы запроса отдельно отметили несколько факторов.
«Привлекая иностранных инвесторов в авиационную сферу нашей страны необходимо развивать и собственные национальные компании.
Необходимо оснащение пунктов пропуска современной автоматизацией государственных услуг с новейшими техническими средствами как для оперативной проверки паспортов, так и для углубленной проверки документов, вызывающих сомнения в их подлинности. Кроме того, в целях контроля качества процедур пограничного контроля, а также соблюдения законодательства в пограничном пространстве, необходимо обеспечение военнослужащих пограничной службы видеорегистраторами.
Качество и эффективность развития авиационной индустрии, как и любой другой, напрямую зависят от профессиональных кадров. В Казахстане, помимо дефицита производственных кадров в авиации, наблюдается снижение качества управленческого персонала. Существует всего один ВУЗ в сфере гражданской авиации – Академия гражданской авиации. Текущие темпы развития технологий требуют особого подхода к подготовке кадров. Инициатива по передаче авиационных активов Казахстана под управление иностранцам неизбежно приведет к нехватке квалифицированных кадров уже в ближайшие годы. Развитие малой авиации оставляет желать лучшего. Не использованными осталось более 200 самолетов. Теряет свои высоты и санитарная авиация. Возможно, для развития и поддержки малой авиации необходима отдельная государственная программа, которая бы предусматривала ее использование в сельском хозяйстве и других отраслях», — резюмировали депутаты.