В эти дни в стенах сената идет активная работа над Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ведения бизнеса», который направлен на улучшение бизнес-среды и снижение административных барьеров для предпринимателей. По этому поводу депутаты направили запрос министру финансов страны.
«Для внедрения регулирования «с чистого листа» правительством совместно с экспертным и деловым сообществом проведена масштабная ревизия законодательства, по итогам которой выявлено более 10 тысяч требований, которые фактически оказались излишними. Несмотря на успехи в рейтинге Doing Business, наше законодательство все еще перегружено избыточными требованиями к предпринимателям. Разворот в сторону улучшения бизнес-климата в стране происходит, но медленно. Задачу по переходу от жесткого регулирования к стимулированию деловой активности бизнеса и саморегулированию президент поставил перед правительством еще в 2021 году. Однако, приходится констатировать, что с момента введения в действие Закона «О саморегулировании» в 2016 году он так и не заработал. За восемь лет не появилось ни одной полноценной саморегулируемой организации в отраслях реального сектора экономики, несмотря на высокий запрос бизнеса», — пишут депутаты.
Парламентарии приводят пример, что более трех лет длится процесс передачи функций в саморегулируемую среду в области пассажирского транспорта, то же самое можно сказать о строительной отрасли и секторе железнодорожных перевозок. И это перечислены те сферы, где инициатива шла снизу-вверх, т.е. от рынка. Государственным регулированием остается не охвачен целый ряд сфер деятельности, где присутствует высокая готовность бизнеса к переходу на саморегулирование. Но парадокс действующей модели в том, что саморегулирование не допускается там, где отсутствует государственное регулирование (аудиторы, риелторы и т.п.). При этом наличие четких «правил игры» в этих сферах очевидно необходимо.
В это самое время саморегулирование вошло практически во все области бизнеса и профессиональной деятельности большинства развитых стран. Чаще всего это сферы рекламы, здравоохранения, юриспруденции, строительства. Правила игры в рекламном бизнесе определяют сами профессиональные участники рынка и их объединения. Одним словом, там, где работают СРО, не требуется громоздкое отраслевое регулирование многочисленными законами и приказами госорганов.
«К сожалению, наши отраслевые госорганы не спешат расставаться со своими полномочиями, особенно контрольно-надзорными. При этом, передача ряда функций в СРО, таких, как сертификации, оценка персонала, разработка отраслевых стандартов, аудит, отдельные виды лицензирования, могла бы существенно разгрузить госорганы, позволив сконцентрироваться на разработке программных документов и реализации реформ в отраслях.
Ведь не секрет, что госрегулирование далеко не всегда эффективно. Показательна ситуация с лицензиями на строительную деятельность, которые без особого труда можно приобрести через Интернет.
Это также возможность снизить коррупционные риски, сэкономить бюджет, максимально использовать потенциал профессионального и экспертного сообщества в условиях нехватки профильных специалистов в госорганах. Развитие СРО способно дать импульс для развития страхового рынка, профессионального корпоративного управления и профессиональных компетенций.Что касается потребителя, то международный опыт показывает, что разумная передача государственных функций в саморегулируемую среду позволяет сократить бюрократию, повысить качество услуг и ответственность участников рынка. Стоит признать, что за период действия моратория на проверки малого бизнеса, объявленного Президентом страны, катастрофы не произошло, ничего не остановилось без «опеки» со стороны контролирующих органов», — уверены парламентарии.
Сенаторы утверждают, что бизнес прошел шоковую терапию во время пандемии COVID-19, консолидировался для выработки требований, при которых стало возможным работать в карантин. При этом сами предприниматели и их ассоциации пресекали действия тех, кто нарушал выработанные ограничительные меры, во избежание дискредитации целой отрасли или сферы деятельности.
«Безусловно, саморегулирование не должно стать «узким горлышком» и инструментом монополизации права регулировать целую отрасль. Обеспечить баланс должен государственный контроль, но не над каждым субъектом рынка, а над деятельностью саморегулируемых организаций.
В целях развития саморегулирования предлагается следующее:
- Принять решение относительно потребности в развитии института СРО;
- В случае наличии таковой, разработать и утвердить программный документ по развитию СРО в Казахстане до 2027 года;
- Провести ревизию государственных функций на предмет возможности их передачи в СРО;
- Разработать четкий механизм перехода той или иной сферы от государственного регулирования к саморегулированию с учетом готовности рынка;
- Дать возможность внедрить саморегулирование в сферах, не охваченных государственным регулированием;
- Закрепить на законодательном уровне квалификационные требования к саморегулируемым организациям», — пишут сенаторы.