Согласно кодексу РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» для выхода фармацевтической продукции на рынок РК необходимо:
- пройти экспертизу и процедуры государственной регистрации лекарственных средств и медицинских изделий;
- пройти регистрацию цены или перерегистрацию зарегистрированной цены на лекарственные средства и медицинские изделия в соответствии с приказом Министра здравоохранения РК «Об утверждении правил регулирования, формирования предельных цен и наценки на лекарственные средства, а также медицинские изделия в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования»;
- включить лекарственные средства и медицинские изделия в Приказы Министра здравоохранения РК по предельным ценам;
- пройти фармакоэкономический анализ и одобрение формулярной комиссии Министерства здравоохранения РК;
- войти в Казахстанский национальный лекарственный формуляр и списки закупа Единого дистрибьютора.
При этом, производители лекарств и медизделий отмечают длительность вышеуказанных процедур. В частности, несмотря на то, что отечественные производители ежегодно проходят процедуры регистрации или перерегистрации зарегистрированной цены со всеми вытекающими сложностями, в виде сбора всех требуемых документов, потерей времени, финансов и т.д., их продукцию не включают в Приказы Министра здравоохранения РК по предельным ценам, либо исключают. В результате, ряд отечественных товаропроизводителей в области медицины не могут реализовать свою продукцию в течении 1,5-2 лет.
По словам директора ТОО «Marai E7 group» Галымжана Таласова несмотря на то, что вопрос неоднократно обсуждался даже на уровне вице-премьера ситуация остается нерешенной.
«Мы, как полагается, прошли все этапы аудита, сделали регистрацию в Минздраве, получили финансирование с льготными ставками по программе «Экономика простых вещей», обучили людей, закупили сырье. Но Министерство здравоохранения по непонятной причине не дает нам запустить производство под предлогом экономии бюджета. При этом иностранные производители реализовывают свою фармацевтическую продукцию, в то время как казахстанские компании испытывают финансовые проблемы по обслуживанию кредитных займов, вынуждены сократить штат и списать просроченное сырье. Есть протокольное поручение Заместителя Премьер-Министра Ерулана Жамаубаева по утверждению Приказа с предельными ценами, но данное поручение Минздравом не исполняется», — рассказал Таласов.
Председатель Ассоциации производителей медицинских изделий Гульмира Мухамеджанова, в свою очередь отмечает необходимость полного пересмотра методики ценообразования с учетом новых подходов экономического анализа.
«В мировой практике госрегулирование на медицинские изделия, за исключением имплантируемых, отсутствует, так как их стоимость заложена в тарифах. А ежегодная обязательная регистрация цен даже для тех изделий, у которых цена остается неизменной, является административной и финансовой нагрузкой на бизнес. Новые позиции несмотря на то, что регистрируются в течение последних трех лет подряд, не могут продаваться из-за затягивания утверждения приказов Минздрава. Как итог — затоваривание складов, упущенная выгода, недоступность новых медицинских изделий для пациентов, просроченные сроки годности», — заключила Мухамеджанова.
Она также добавила, что действующее ценообразование и регулирование не привели к оптимизации бюджета, а, наоборот, увеличили предельные цены в разы, так как есть случаи, когда поставщики от предельной цены в закупках снижают стоимость до 50 %.