в

В сравнении с 2021 годом доходы от государственной собственности увеличились в два раза

Bayterek Tower, Nurzhol Bulvar in Astana, Kazakhstan

Министерство национальной экономики Республики Казахстан опубликовало годовой отчет об эффективности управления государственным имуществом за 2022 год. По представленным в нём данным, по состоянию на 1 января 2023 года в государственной собственности находились 24 843 организаций с государственным участием, что составляет 6 % от общего количества действующих юридических лиц (399 377) в стране. В разрезе организационно – правовых форм: государственные учреждения – 18 631, государственные предприятия – 5 557, АО (ТОО) c участием государства (без иностранного участия) – 655.

«По сравнению с 2021 годом в отчетном году количество организаций с государственным участием увеличилось на 226, в том числе: государственных учреждений на 139, государственных предприятий – 39 и АО (ТОО) c участием государства (без иностранного участия) – 48. В отраслевой структуре наибольшее увеличение произошло в сфере государственное управление и оборона – 174, искусство, развлечения и отдых – 34, здравоохранение и социальные услуги – 29, финансовая и страховая деятельность – 19, с одновременным снижением в сферах: профессиональная, научная и техническая деятельность – 30, информация и связь – 13, строительство – 8», — указано в документе.

При этом объем инвестиций в основной капитал по организациям с государственным участием в январе-декабре 2022 года составил 2 582,1 млрд. тенге, что на 7 % больше, чем за аналогичный период 2021 года. Данная тенденция свидетельствует о положительном влиянии на потенциал развития экономики. Преобладающими источниками инвестиций в отчетном периоде по-прежнему остаются средства государственного бюджета, объем которых составил 2 352 млрд. тенге с долей 91,1% в общем объеме (в январе-декабре 2021 года – 2 049,2 млрд. тенге или 85,4%). Доля инвестиций за счет других заемных средств снизилась до 3,7% против 8,2 % в аналогичном периоде 2021 года, также уменьшилась доля инвестиций за счет собственных средств до 5,2% (в 2021 году – 6,4%).

«При инвестировании в основной капитал значительная часть отведена на строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений – 2 331,7 млрд. тенге или 90,3 %, приобретение машин, оборудования, инструмента и инвентаря – 176,8 млн. тенге или 6,8 %, прочие затраты — 73,4 млн. тенге или 2,9 %. Степень износа основных средств в организациях с государственным участием в 2022 году составила 43,2 %, коэффициент обновления – 8,5%, коэффициент ликвидации – 2,3%», — пишут в Миннацэкономики.

В целом, в сравнении с 2021 годом доходы от государственной собственности увеличились в 2 раза или на 121,9 млрд. тенге. В рамках реализации Комплексного плана приватизации на 2021-2025 годы на 1 января 2023 года реализовано 367 объектов (в том числе путем передачи в доверительное управление) на общую сумму 307,5 млрд. тенге, по 62 объектам приняты решения о реорганизации и ликвидации.

Вообще, по данным государственного реестра, на конец отчетного периода государственными органами предоставлены сведения по 20 991 организациям, из них:

  • 1 444 организации имеют отрицательный финансовый результат;
  • 39 организаций не своевременно или не полностью, перечислившие в бюджет соответствующую часть чистого дохода (дивиденды);
  •  в 475 организациях имеются на балансе объекты, по которым требуется проведение паспортизации;
  • в 92 организациях выявлено нарушение утвержденных нормативов и натуральных норм;
  • 463 не представили в реестр государственного имущества планы развития и/или отчеты об их исполнении;
  • 42 не определены ключевые показатели, поддающиеся количественной оценке в утвержденном плане развития;
  • 57 не выполнили ключевые показатели, отраженные в плане развития;
  • 72 неплатежеспособные.

Есть и рекомендации по повышению эффективности управления государственным имуществом.

  1. повысить ответственность подведомственных организаций и их руководителей за проведение политики государства в сфере управления государственным имуществом;
  2. провести анализ причин убыточности подведомственных организаций и принимать меры по их оздоровлению;
  3. соблюдать установленные нормативы и не допускать превышения норм положенности и транспортных средств;
  4. обеспечить мониторинг по своевременному и качественному предоставлению в Реестр государственного имущества Планов развития и отчетов по их исполнению;
  5. разработать ключевые показатели по оценке деятельности первых руководителей (АО, ТОО, ГКП на ПХВ);
  6. обеспечить мониторинг деятельности организаций в целях диагностики их текущего состояния, а также выполнения количественно измеримых ключевых показателей, доведенных до подведомственных организаций, характеризующие деятельность организации по выполнению целей и задач государственных органов (местных исполнительных органов), отраженных в их стратегическом плане (программе развития территории).

К кому придут с комплексной проверкой из налоговой в 2024 году

В ВКО пытаются оценить вероятность возникновения проблем между местным населением и кандасами