в

Провести аудит эффективности работы Минпросвета и его подведомственных организаций требуют мажилисмены

В запросе на имя заместителя премьер-министра Тамары Дуйсеновой, поступившем из мажилиса страны говорится об исследовании PISA. По данным народных избранников, это крупнейшее международное сравнительное исследование школьной успеваемости, которое измеряет уровень образовательных достижений 15-летних подростков в чтении, математике и естественных науках. Оно позволяет оценить изменения, происходящие в системах образования разных стран и определить эффективность стратегических решений в области образования. Исследование проводится ОЭСР в консорциуме с ведущими международными научными организациями.

«Министерство просвещения заявило о том, что среди 81 страны Казахстан по математике занял 46-е место (поднявшись с 54-го в 2018 году), по чтению – 61-е место (69-е в 2018 году), по естествознанию – 49-е место (69-е в 2018 году). Однако, констатируемая министерством, динамика успеваемости наших школьников вызвала достаточно бурное обсуждение среди учёных и экспертов образования. При глубоком анализе мы получаем данные, которые опровергают рост показателей. В исследовании 2022 года участвовала 81 страна. 8 стран из них участвовали впервые. Следует отметить, что по всем направлениям результат Казахстана ниже, чем средний балл по ОЭСР. По математике Казахстан расположился на 46 месте из 81, а это 425 баллов. Только «Около 2% учащихся в Казахстане показали наилучшие результаты по математике, то есть получили 5-й или 6-й уровень по результатам теста PISA по математике (средний показатель по странам ОЭСР: 9%). Шесть азиатских стран и экономик имели наибольшую долю студентов, которые сделали это: Сингапур (41%) учащихся с наилучшими показателями, Китайский Тайбэй (32%), Макао (Китай) (29%), Гонконг (Китай)* (27%), Япония (23%) и Корея (23%)», — пишут народные избранники.

Парламентарии утверждают, что на этих уровнях учащиеся могут математически моделировать сложные ситуации, а также выбирать, сравнивать и оценивать подходящие стратегии решения проблем для их решения. Доля же учащихся, неграмотных функционально по математике 48%. В ОЭСР таких учеников 31%. Вместе с тем, рядом с Казахстаном по математической грамотности расположилась Монголия, впервые участвующая в исследовании. Впереди по результатам, из стран, которые когда-то имели одинаковые или похожие системы образования с нашей страной, Украина, Вьетнам, Литва, Латвия и далеко впереди Эстония, которая обогнала уже Финляндию. Она на 7 месте. А самое большое количество баллов набрал Сингапур. У него 574 балла.

«А это на 150 баллов больше, чем у наших учеников! По читательской грамотности Казахстан на 61 месте из 81. Набрали 386 баллов. Казахстан получил рекомендацию обратить пристальное внимание на данную позицию. Только 1% учащихся набрали по чтению уровень 5 и выше. Они могут понимать длинные тексты, иметь дело с абстрактными или противоречащими интуиции понятиями и устанавливать различия между мнениями и фактами. 36 % достигли уровня 2 и выше, при среднем показателе ОЭСР 74%. 64% наших школьников признаются функционально неграмотными по чтению. На 1 месте по читательской грамотности тот же Сингапур с 543 баллами. Эстония с 511 баллами на 6 месте. По естественно-научной грамотности наши учащиеся на 49 месте с 423 баллами. Эстония на 6 месте и все те же страны, что назывались ранее с понятной нам системой образования впереди. На пятки по всем направлениям нашим участникам исследования наступают монгольские ученики, напоминаю, впервые участвующие в проекте», — возмущаются мажилисмены.

Результаты вызывают у депутатов тревогу, озабоченность и сомнения в правильности реформ в школьном образовании. По их мнению, Казахстан получил систему образования, которая стала жертвой заимствованных реформ. Одна из основных — это трансляция опыта Назарбаев Интеллектуальных школ в общеобразовательные школы страны. За годы реализации «обновлённого содержания» образования не было проведено ни одного комплексного мониторинга и анализа внутри страны. Парламентарии предлагают: создать независимую рабочую группу, для реальной оценки состояния образования, объективно изучить результаты исследования PISA и других исследований качества образования с целью оценки внедрения реформ в образовании и позитивности их продолжения, срочно разработать и внедрить Национальную систему оценки качества образования, вывести Комитет по качеству в образовании из состава Министерства просвещения, для обеспечения независимого контроля в подчинение премьер-министра. И в заключении — провести аудит эффективности работы Министерства просвещения и его подведомственных организаций, как Академия педагогических наук, Институт повышения квалификации педагогов «Орлеу» и т.д. на повышение качества школьного образования.

Для введении детей в базы данных программы «Нацфонд — детям» посредники не нужны, это можно сделать бесплатно и самостоятельно

Казахстан лидирует среди стран Центральной Азии и СНГ по росту ВВП