back to top

Провести аудит эффективности работы Минпросвета и его подведомственных организаций требуют мажилисмены

В запросе на имя заместителя премьер-министра Тамары Дуйсеновой, поступившем из мажилиса страны говорится об исследовании PISA. По данным народных избранников, это крупнейшее международное сравнительное исследование школьной успеваемости, которое измеряет уровень образовательных достижений 15-летних подростков в чтении, математике и естественных науках. Оно позволяет оценить изменения, происходящие в системах образования разных стран и определить эффективность стратегических решений в области образования. Исследование проводится ОЭСР в консорциуме с ведущими международными научными организациями.

«Министерство просвещения заявило о том, что среди 81 страны Казахстан по математике занял 46-е место (поднявшись с 54-го в 2018 году), по чтению – 61-е место (69-е в 2018 году), по естествознанию – 49-е место (69-е в 2018 году). Однако, констатируемая министерством, динамика успеваемости наших школьников вызвала достаточно бурное обсуждение среди учёных и экспертов образования. При глубоком анализе мы получаем данные, которые опровергают рост показателей. В исследовании 2022 года участвовала 81 страна. 8 стран из них участвовали впервые. Следует отметить, что по всем направлениям результат Казахстана ниже, чем средний балл по ОЭСР. По математике Казахстан расположился на 46 месте из 81, а это 425 баллов. Только «Около 2% учащихся в Казахстане показали наилучшие результаты по математике, то есть получили 5-й или 6-й уровень по результатам теста PISA по математике (средний показатель по странам ОЭСР: 9%). Шесть азиатских стран и экономик имели наибольшую долю студентов, которые сделали это: Сингапур (41%) учащихся с наилучшими показателями, Китайский Тайбэй (32%), Макао (Китай) (29%), Гонконг (Китай)* (27%), Япония (23%) и Корея (23%)», — пишут народные избранники.

Парламентарии утверждают, что на этих уровнях учащиеся могут математически моделировать сложные ситуации, а также выбирать, сравнивать и оценивать подходящие стратегии решения проблем для их решения. Доля же учащихся, неграмотных функционально по математике 48%. В ОЭСР таких учеников 31%. Вместе с тем, рядом с Казахстаном по математической грамотности расположилась Монголия, впервые участвующая в исследовании. Впереди по результатам, из стран, которые когда-то имели одинаковые или похожие системы образования с нашей страной, Украина, Вьетнам, Литва, Латвия и далеко впереди Эстония, которая обогнала уже Финляндию. Она на 7 месте. А самое большое количество баллов набрал Сингапур. У него 574 балла.

«А это на 150 баллов больше, чем у наших учеников! По читательской грамотности Казахстан на 61 месте из 81. Набрали 386 баллов. Казахстан получил рекомендацию обратить пристальное внимание на данную позицию. Только 1% учащихся набрали по чтению уровень 5 и выше. Они могут понимать длинные тексты, иметь дело с абстрактными или противоречащими интуиции понятиями и устанавливать различия между мнениями и фактами. 36 % достигли уровня 2 и выше, при среднем показателе ОЭСР 74%. 64% наших школьников признаются функционально неграмотными по чтению. На 1 месте по читательской грамотности тот же Сингапур с 543 баллами. Эстония с 511 баллами на 6 месте. По естественно-научной грамотности наши учащиеся на 49 месте с 423 баллами. Эстония на 6 месте и все те же страны, что назывались ранее с понятной нам системой образования впереди. На пятки по всем направлениям нашим участникам исследования наступают монгольские ученики, напоминаю, впервые участвующие в проекте», — возмущаются мажилисмены.

Результаты вызывают у депутатов тревогу, озабоченность и сомнения в правильности реформ в школьном образовании. По их мнению, Казахстан получил систему образования, которая стала жертвой заимствованных реформ. Одна из основных — это трансляция опыта Назарбаев Интеллектуальных школ в общеобразовательные школы страны. За годы реализации «обновлённого содержания» образования не было проведено ни одного комплексного мониторинга и анализа внутри страны. Парламентарии предлагают: создать независимую рабочую группу, для реальной оценки состояния образования, объективно изучить результаты исследования PISA и других исследований качества образования с целью оценки внедрения реформ в образовании и позитивности их продолжения, срочно разработать и внедрить Национальную систему оценки качества образования, вывести Комитет по качеству в образовании из состава Министерства просвещения, для обеспечения независимого контроля в подчинение премьер-министра. И в заключении — провести аудит эффективности работы Министерства просвещения и его подведомственных организаций, как Академия педагогических наук, Институт повышения квалификации педагогов «Орлеу» и т.д. на повышение качества школьного образования.

Новые статьи

«BEREL» одержал две победы подряд в стартовых матчах Кубка Казахстана

В Усть-Каменогорске стартовал Кубок Казахстана по волейболу среди женских команд Национальной лиги, и хозяйки площадки — волейбольный клуб «BEREL» начали турнир максимально громко. В первом...

Фестиваль «Закон и порядок — выбор молодежи» прошел в Усть-Каменогорске

23 декабря в Усть-Каменогорске состоялся областной молодежный форум ZAN FEST: «Закон и порядок — выбор молодежи», собравший более 700 студентов, молодых специалистов и волонтеров....

ШҚО-да шығыс медицинасымен емделген зейнеткердің өкпесі тесіліп, шұғыл ота жасалды

Оқиға Выдриха ауылында орналасқан «Уба» санаторийінде болған. Зардап шеккен әйелдің қызының айтуынша, акупунктура сеансы кезінде анасы кенеттен қатты ауырсынуды сезінген. Алайда процедура жүргізген дәрігер...

Более трети выпускников медвузов РК выбрали работу в селе

Более трети выпускников медвузов выбрали работу в селе: кадровый дефицит в здравоохранении сокращается В 2025 году в Казахстане заметно усилился приток молодых медицинских специалистов в...