Существует специальный комплексный план, разработанный в правительстве. В нём отмечается, что детское население Республики Казахстан составляет 6,7 млн человек, из них более 3,7 млн школьников, более 2,5 млн детей дошкольного возраста, более 400 тысяч студентов организаций колледжей. За годы независимости Казахстаном ратифицировано 15 международных документов и первым из них стала Конвенция о правах ребенка. Все ее статьи сегодня имплементированы в законодательные акты страны. Принято свыше 45 нормативных правовых актов, регулирующих права детей.
Комплексный план состоит из 3 разделов и 2 подразделов:
- «Реализация права детей на защиту от насилия, буллинга и жестокого обращения с ними»,
- «Профилактика и коррекция суицидального и аутоагрессивного поведения детей»
- «Повышение уровня благополучия казахстанских детей».
Разработчики отмечают, что насилие над детьми, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах жизни ребенка. Последствия насилия ведут к совершению противоправных действий и преступлениям, процент которых за последние годы растет. Криминогенная ситуация в подростковой среде осложнилась (2021 г. — 1529, 2022 г. — 1735, 6 мес. 2023 г. — 844 случая), допущен значительный рост (13,4%) числа преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Несмотря на количественное снижение, показатель количества уголовных правонарушений в отношении детей также остается стабильно высоким (2021 г. — 2088, 2022 г. — 2005, 6 мес. 2023 г. — 1261 правонарушение). Кроме того, в 2022 году 719 несовершеннолетних стали жертвами преступлений против их половой неприкосновенности (в 2020 году таких случаев было 833, в 2021 году — 920).
«При этом на сегодняшний день в сфере защиты детей от насилия наблюдаются следующие системные проблемы, требующие решения: недостаточная работа с неблагополучными семьями; ослабление работы социального педагога ввиду его отсутствия во многих организациях образования; отсутствие правовых требований к ведению медико-социального учета; отсутствие алгоритма реагирования государственных органов на случаи детского насилия и комплекса мер по коррекции поведения потенциальных насильников; не введена система ведения единого учета всех форм насилия в отношении детей заинтересованными государственными органами; социальные педагоги и педагоги-психологи школ распределяются без учета численности детей в школах, большая загруженность данных специалистов значительно влияет на эффективность учебно-воспитательного процесса и уровень благополучия обучающихся в организации образования; отсутствуют комплексные программы профилактики буллинга в организациях образования», — отмечается в документе.