Депутаты мажилиса фракций «Народной партии Казахстана», партии «Respublica» и Общенациональной социал-демократической партии обратились к министру просвещения Гани Бейсембаеву с вопросами об инклюзивном образовании и связанным с этой темой проблемами.
«Потребности детей с инвалидностью в сфере образования при разработке государственной политики часто игнорируются. Это ограничивает их доступ к знаниям и их возможность участвовать в социальной, экономической и политической жизни страны.
Во всем мире такие дети ходят в обычные организации дошкольного образования. У нас в Казахстане это не так. Дети с инвалидностью чаще всего не могут посещать дошкольные организации в связи с отсутствием туда доступа и условий содержания там. Наши особые дети постоянно сталкиваются с препятствиями на пути к образованию, возникающими из-за дискриминации, стигматизации и повседневного нежелания лиц, принимающих решения, внедрять инклюзию в дошкольные услуги», — сказано в их запросе.
Депутаты напоминают, что одним из принципов инклюзивного образования является его непрерывность — от дошкольного до высшего образования. Но в Казахстане, считают они, нет широкой практики включения ребенка с инвалидностью в эту сферу на этапе детского сада.
Депутаты предлагают рассмотреть возможность привлечения педагога-ассистента для ребенка с особыми образовательными потребностями в дошкольной организации. Ранними приказами министерства образования и науки было предусмотрено, что ребенок с ООП имеет право на сопровождение педагогом-ассистентом в детском саду, но в типовых штатах госорганизаций образования нет таких педагогов-ассистентов.
Кроме того, по мнению депутатов, необходимо решить вопрос содержания детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных госорганизациях на бесплатной основе. Сейчас родители таких детей должны полностью оплачивать затраты на питание в государственных дошкольных организациях, в то время как содержание их детей в специальных дошкольных организациях предоставляется на бесплатной основе.
Необходимо также решить проблему с недостаточной профессиональной подготовкой педагогов общего образования и специалистов психолого-педагогического сопровождения к реализации инклюзивной практики. А также требуется усилить просветительскую и разъяснительную работу о ценностях инклюзивного образования, так как эта тема сталкивается «прежде всего с проблемами социального свойства, которые включают в себя психологические барьеры и профессиональные стереотипы у педагогов, детей и их родителей в отношении инклюзии в образовании», сказано в запросе.
Депутаты считают, что надо активнее использовать опыт существующих частных детских центров, которые занимаются развитием детей с особыми потребностями, а также «разработать единую систему и программу дошкольного образования детей с ООП, и незрячих детей, в частности, для государственных и частных организаций».
Еще депутаты советуют решить вопросы раннего вмешательства госорганизаций образования, здравоохранения и соцзащиты для таких детей. По данным депутатов, за последние пять лет число детей с ограниченными возможностями возросло примерно на 10% и сегодня составляет 181,1 тыс. детей. Лидирующими нозологиями в ограничении развития является задержка психического развития (ЗПР) и задержка речевого развития (ЗРР), хотя в международной практике нет такого диагноза «задержка в развитии».
«В Казахстане работа с детьми, в среднем, начинается с возраста 2-3 лет, и то, если родители ребенка смогли увидеть отклонения и обратиться вовремя за помощью в государственные органы. Эта практика, считают депутаты, в последующем приводит к тому, что «не получив помощь уже сейчас, данные детки завтра пополнят списки детей с ограниченными возможностями, а потом перейдут в статус «дети с инвалидностью», и бюджет завтра будет выделять суммы на госпособия, развитие Центров обслуживания, создание специальных образовательных условий и т.д. А если эта работа будет начата сейчас, мы сможем создать условия для успешной социализации таких детей, для их конкурентоспособности на рынке труда, снизив затраты госбюджета».
Еще депутаты говорят о необходимости в некоторых случаях создания на дому необходимых для развития таких детей условий, так как «некоторые дети с инвалидностью по состоянию здоровья не имеют возможности посещать дошкольные организации и, в связи с этим, сталкиваются с препятствиями на пути к получению образования».