В управлении образования ВКО сообщили, что в регионе проводится целенаправленная работа по созданию специальных условий в детских садах, школах и колледжах области.
И это не только улучшение доступной среды и учебно-материальной базы. Важным становится внедрение в каждой общеобразовательной организации системы психолого-педагогического сопровождения, что предполагает адаптацию или индивидуализацию образовательной программы, применение специальных учебно-методических комплексов и оборудования, обязательная коррекционная помощь специальных педагогов, психологов, инструкторов адаптивной физкультуры, сопровождение педагогов-ассистентов.
«Главный принцип инклюзии — все дети равны в своих правах учиться! И когда мы говорим о включении детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивное образование, каждому родителю важно видеть, какие условия будут созданы для его ребёнка, чтобы он мог наравне со своими сверстниками познавать окружающий мир, получать необходимые практические навыки и приобретать социальный опыт. Ведь сколько талантливых детей, которые чуть-чуть отличаются от нас, раскрывают свои таланты в творчестве, хореографии, спорте», — рассказали в ведомстве.
За последние годы в Восточно-Казахстанской области благодаря принимаемым мерам местных исполнительных органов для 10 896 детей с особыми образовательными потребностями и нарушениями развития от 0 до 18 лет созданы условия для обеспечения их обследования, реабилитации, обучения и воспитания, улучшается состояние доступной среды и учебно-материального оснащения. На сегодняшний день по специальной программе в специальных организациях образования и индивидуальной программе на дому обучается 1880 детей, получают коррекционно-развивающую поддержку в кабинетах психологической и педагогической коррекции, реабилитационном центре, аутизм-центре и частной школе «Страна чудес» 866 детей.
«6714 ребенка с особыми образовательными потребностями обучаются инклюзивно в общеобразовательных детских садах, школах, колледжах, 885 детей в специальных классах. В каждой общеобразовательной организации внедрена система психолого-педагогического сопровождения учащегося для оказания помощи на основе оценки их особых образовательных потребностей, работают 138 дефектологов и логопедов. Это предполагает адаптацию или индивидуализацию образовательных программ под способности определённого ребенка, подбор необходимых учебно-методических комплексов, система оценивания и изменения подходов.
В школы принято 117 ассистентов, что позволило обеспечить, потребность всех детей, нуждающихся в индивидуальном сопровождении.
В школах функционирует 51 кабинет поддержки инклюзии в школе (3 в дошкольном учреждении), в том числе школы № 15, 17, 26, 36, 39 являются опорными школами в обучении детей с РАС, № 19 — в обучении детей с нарушением зрения (слабовидящих и незрячих). Продолжается работа по повышению квалификации педагогов, реализующих инклюзивную практику, специальных педагогов, психологов, инструкторов лечебной физкультуры, 46% (2638) учителей прошли соответствующие курсы, а до 2025 года повышение квалификации пройдёт еще 3121 педагог», — сообщили в управлении образования региона.
Принятые меры позволили в целом 96,7% детей охватить различными видами образовательных, коррекционных и социальных услуг.
На конец учебного года от общего количества детей дошкольного возраста коррекционной помощью не охвачены 471 (стоят в очереди на получение коррекционных услуг в КППК, реабилитационный центр и аутизм центр) ребенок. Для сокращения очередности планируется открыть еще 1 ПМПК в г.Усть-Каменогорск (1 на 50 тысяч детского населения). Также планируется открытие 3 кабинетов психолого-педагогической коррекции в районах Алтай, Самар, Тарбагатайском районе.
«Но главное не только это, сегодня важным становится сочетание мер государственной поддержки в сфере образования и понимание гражданским обществом того, что инклюзивное образование представляет процесс, который надо совершенствовать сообща — педагогам в поиске новых подходов и технологий в обучении детей, родителям в вопросах воспитания детей в союзе с педагогическими коллективами. Когда-то великий Сократ сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Давайте в каждом нашем ребенке видеть только солнце! Управлением образования проводится постоянный мониторинг выполнения индикаторов государственной программы развития инклюзивного образования в регионе, и формирование в обществе понимания того, что у детей, для которых созданы необходимые специальные условия — это единственная возможность наравне общаться с другими детьми, познавать окружающий мир и приобретать социальный опыт», — резюмировали в управлении.